logo
Главная Грузовые перевозки Новости Маловодная навигация повлияла на объемы перевозок в Азово-Донском бассейне

Маловодная навигация повлияла на объемы перевозок в Азово-Донском бассейне

Грузоперевозки в границах Азово-Донского бассейна внутренних водных путей (ВВП) по итогам 2025 года составят порядка 5 млн тонн. Об этом в ходе регионального совещания по подготовке к периоду ледокольных проводок судов в портах Азовского моря рассказал руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Андрей Лаврищев.

Данный показатель станет самым низким за время мониторинга объемов грузоперевозок в границах бассейна, начиная с 2013 года. Предыдущий минимальный показатель был в 2022 году, когда было перевезено 5,9 млн тонн. Максимальные значения были в 2013 и в 2014 годах — 14,7 млн и 14,3 млн тонн соответственно.

Доля нефтепродуктов от общего объема в 2025 году составляет порядка 38,9% или 1,94 млн тонн. Доля сухих грузов — 61,1% или 3,03 млн тонн, в том числе 2,1 млн тонн — зерновые грузы и 356 тыс. тонн — щебень.

Напомним, грузоперевозки в границах Азово-Донского бассейна в 2024 году составили 7,7 млн тонн, в том числе 4,6 млн тонн сухих грузов и 3,1 млн тонн наливных. Таким образом, падение объемов перевозок в 2025 году составит около 35%.

Грузооборот портопунктов, расположенных в Азово-Донском бассейне, составил 890 тыс. тонн, что практически в два раза ниже показателя 2024 года — 1,77 млн тонн.

Общее количество судозаходов в бассейн составило 4259 единиц флота, что на 18,7% ниже показателя 2024 года (5304 единицы). В текущем году также сократилось количество пассажиров, перевезенных в бассейне водным транспортом, — на 11,6%. Данный показатель составил 177 тыс. человек против 200 тыс. человек в 2024-м.

В навигацию 2025 года была проверена 451 единица флота, выявлено 1695 нарушений.

Андрей Лаврищев напомнил, что навигация-2025 года была маловодной. Это обусловлено тем, что в межнавигационный период 2024–2025 годов малое количество осадков и отсутствие снега не позволили набрать нужный уровень воды в Цимлянском водохранилище.

«В течение всей навигации работали на минимальных расходах воды с Цимлянского гидроузла — это 220–280 куб. м в секунду при нормативном значении в 410 куб. м в секунду. Максимальный уровень водохранилища набрался 14 мая и составил 34,08 м при норме в 36 м.  На текущий момент эта отметка составляет 32,71 м. За время навигации средние глубины в границах бассейна держались на уровне 320–340 см, опускаясь при этом периодически до 305–310 см», — рассказал Андрей Лаврищев.

В связи с маловодностью в начале навигации были введены ограничения, а также создан оперативный штаб. Среди мер, принятых для обеспечения судоходства в бассейне: сужение судового хода на девяти перекатах, что позволило сохранить оптимальную глубину, сопровождение судов с запасом под днищем в 10 см, организация шести мест перевалки (паузки) для нефтеналивных и сухогрузных судов.

В итоге в 2025 году в границах бассейна методом лидирования с использованием путейских катеров безопасно было проведено 252 судна, а на местах перевалки было выполнено 17 грузовых операций (16,5 тыс. тонн грузов).

Для обеспечения безопасности судоходства в 2025 году в границах бассейна было выставлено 825 знаков, из них 652 — плавучих. В течение всей навигации после нерестового периода работал дноуглубительный флот бассейновой администрации. Общий объем дноуглубительных работ составил 668 тыс. куб. м грунта. Изыскательско-русловой партией выполнено 229 съемок общей площадью 358 погонных км.

Напомним, навигация в Азово-Донском бассейне началась 1 апреля 2025 года. Первоначально она должна была завершиться 1 декабря, однако позже по заявкам компаний была продлена еще на девять суток — до 10 декабря.

Границы деятельности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация ВВП» включают в себя магистральный речной путь реки Дон от нижнего подходного канала шлюза № 15 (Цимлянское водохранилище) до Аксая (3121-й км реки Дон) и притоки Дона — реку Северский Донец (от хутора Красный до устья) и реку Маныч (от Ново-Манычской дамбы до устья).

Общая протяженность водных путей в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» составляет 699,7 км. Азово-Донская бассейновая администрация эксплуатирует 12 гидроузлов, включая Николаевский, Константиновский и Кочетовский, а также шесть гидроузлов на реке Северский Донец и три — на реке Магач.

В границах бассейна осуществляет стивидорную деятельность Усть-Донецкий речной порт и девять причальных портопунктов, работают семь пассажирских причалов.

Фотографии «Российского судоходства»