Заводы работают, груз есть, главное — чтобы была возможность его вывезти
Автор: Кристина Ткачева
В Азово-Донском бассейне внутренних водных путей, первом из 15 речных бассейнов России, 22 марта открылась навигация 2022 года. Эта дата на 10 суток опережает плановый срок.
Первыми в границы бассейна зашли баржебуксирный состав «Угличанин» с баржей «Соть» (ООО СК «Ярбункер») и проследовали в направлении города Семикаракорск. Следом в воды бассейна вошли теплоходы «Мидволга-1» и «Волгонефть-147» (ООО «Средне-Волжская СК») с назначением в порт Калач-на-Дону.
В день открытия навигации в Волгограде прошло расширенное совместное заседание Общественных советов Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов. Участие в мероприятии приняли синоптики, представители государственных структур – таких, как, Азово-Донская бассейновая администрация, Администрация «Волго-Дон», Ространснадзор и Донское бассейновое водное управление, судовладельцы и стивидоры. Они обсудили прошлогоднюю навигацию и поделились планами на 2022 год.
Так, по итогам навигации 2021 года объем перевозок грузов в границах ответственности Азово-Донской бассейновой администрации составил 8 млн 813 тыс. тонн. Это меньше по отношению к уровню 2020 года на 14,2%, или на 1 млн 460 тыс. тонн. «Грузооборот 2021 года является одним самых низких за последние 20 лет. Ниже был только в 2015 году — 8,7 млн. тонн. Доля нефтепродуктов от общего грузооборота составила 53,4%, соответственно доля сухих грузов – 46,6 %», — пояснил руководитель Азово-Донской бассейновой администрации Сергей Гайдаев.
Сократилось и количество судозаходов — на 23,9%. Если в 2020 году количество заходов в бассейн составило более 7 тыс. единиц, то в 2021-м не насчитали даже 5,5 тыс. единиц. Снижение судозаходов связывают с маловодьем, длящимся вот уже несколько лет: некоторые компании перевели крупнотоннажные суда из Азово-Донского бассейна в направлении Волго-Балтийского и Волжского, а также Каспийского региона, где более стабильная обстановка по габаритам водного пути.
Чуть лучше обстояли дела в бассейне с пассажирскими перевозками: прирост составил 45%. Из 32,2 тыс. пассажиров — 23,6 тыс. были перевезены по экскурсионно-прогулочным маршрутам, а 8,6 тыс. - по туристским. Однако объясняется это особенностями 2020 года, когда в Ростовской области из-за пандемии действовал запрет на пассажирские перевозки. В итоге работать компании начали только в июле, а сезон оказался довольно коротким.При этом в 2022 году рассчитывают на рост пассажиропотока. Так, компания «Донинтурфлот», базирующаяся в Ростове-на-Дону и специализирующаяся на внутренних круизах, в 2022 году готовит к работе 7 теплоходов. Конечно, планы могут быть скорректированы в зависимости от спроса и динамики продаж. Но для сравнения: в 2021 году компания готовила к навигации три теплохода, из которых выпустила в итоге два.
Несмотря на значительное снижение грузооборота в Азово-Донском бассейне в 2021-м, пристани Дона и Усть-Донецкий порта (единственный речной порт в бассейне) показали в прошлом году рост. Так, грузооборот пристаней увеличился на 24% и составил 1,5 млн. тонн, а грузооборот Усть-Донецкого порта и вовсе вырос на 70% — с 525 тыс. тонн до 895 тыс.
«Такие темпы единственного порта в границах Азово-Донского бассейна не могут не радовать. При этом мощности позволяют порту нарастить объемы перевалки, поэтому уверены, что это не предел, и порт себя еще покажет», — заявил руководитель Азово-Донской бассейновой администрации.
По словам генерального директора ОАО «Усть-Донецкий порт» Дмитрия Глазунова, в 2022 году порт может не только сохранить прошлогодние показатели, но и превзойти их. Весь межнавигационный период порт продолжал работать, накапливался груз для отправки. Однако успех будет зависеть от ситуации как в бассейне, так и в мире в целом.
Всего в Азово-Донском бассейне в навигацию 2022 года рассчитывают перевезти 10 млн тонн. Такой прогноз сделан на основе заявок от судоходных компаний. С 1 июня в бассейне должны начаться дноуглубительные работы, которые будут производиться в плановом режиме.
Что касается соседнего бассейна — Волго-Донского, то в 2021 году по нему было перевезено 12 млн 646 тыс. тонн грузов. Основную часть составили нефтепродукты — 8 млн 242 тыс. При этом в целом грузооборот сократился на 18% в сравнении с показателями 2020 года. Объем перевозок в направлении с Волги на Дон остался на высоком уровне: 88,5% от общего объема перевозок по каналу. В два раза снизились перевозки зерна и зернопродуктов, металла и металлоизделий, химических грузов и серы. Почти на прежнем уровне остались перевозки удобрений и нефтепродуктов, на 53% выросли перевозки строительных материалов.
Общее снижение судопотока по Волго-Донскому судоходному каналу составило 26% по сравнению с 2020 годом, а в целом по бассейну — 24%.
«По состоянию на 22 марта 2022 года, в ФБУ «Администрация «Волго-Дон» было подано заявок на заключение договора на использование инфраструктуры ВВП от 61 судовладельческой или агентской компании. Для сравнения: в 2021 году таких договоров было 182», — рассказал руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон» Александр Глущенко.
Генеральный директор ООО «Прайм Шиппинг» Игорь Ганин рассказал, что на 2022 год в судоходной компании не планируется уменьшение объемов грузоперевозки: «Заводы работают, груз есть, главное — чтобы была возможность его вывезти».
При этом сложности, связанные с маловодьем, по всей видимости, сохранятся и в 2022 году. Такое мнение высказала начальник Волгоградского ЦГМС – филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» Наталья Петрова. Половодье хоть и началось на две-три недели раньше обычных сроков, но происходило слабо, с небольшими подъемами воды. Такому развитию событий способствовали отрицательные температуры воздуха. С 26 февраля началось наполнение Цимлянского водохранилища внешними водами.
При этом водность нижнего Дона зависит не только от сбросов с Цимлянского гидроузла, но и от наполненности крупных притоков — рек Северский Донец и Сал. Водность Северского Донца в феврале составила 122 куб. м/с, то есть 75% нормы, в марте — 187 куб. м/с (62% от нормы). Половодье на реке Сал и вовсе не было выражено.
«Таким образом, водность нижнего Дона в феврале составила 52% от нормы, в марте – 49%.Все это дает нам возможность сделать вывод, что на Дону сохранится сложная напряженная обстановка. Маловодье четвертый год подряд. А устьевой участок реки Дон будет подвергаться ещё и ветровым сгонам», — заключила эксперт.
Окончательно решить проблему маловодья сможет Багаевский гидроузел, окончание строительства которого запланировано на 2024 года.
«Тогда мы гарантированно сможем обеспечить глубину в 4 метра на всем протяжении пути, цепочка не будет прерываться. И заходить к нам смогут, в том числе, и современные суда», — уверен руководитель Азово-Донской бассейновой администрации Сергей Гайдаев.
Фото Кристины Ткачевой