Судоремонт в ожидании поддержки
Автор: Татьяна Вильде
Для обслуживания нового высокотехнологичного гражданского флота, активно строящегося в России, необходимы современные судоремонтные мощности. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов рассказал журналу «ПортНьюс» о том, какие проблемы сегодня существуют в отечественном судоремонте, как их можно и планируется решать.
— Какие ключевые проблемы вы бы выделили в отечественном судоремонте?
— Мощности крупных судоремонтных заводов сегодня в большей степени ориентированы на ремонт военных кораблей. Основными заказчиками работ на судоремонтных предприятиях являются Вооруженные Силы Российской Федерации, а также компании с государственным участием и госкорпорации, которые обеспечивают подавляющую часть загрузки предприятий. Между тем судоремонтные заводы сохраняют значительный нереализованный потенциал развития услуг ремонта коммерческого флота.
Одной из главных проблем остается дефицит финансирования на модернизацию судоремонтной отрасли. Изношенность основных фондов судоремонтных предприятий составляет около 70%. Средний возраст плавучих судоремонтных доков достигает порядка 40 лет, а инвестиции в обновление основных средств не осуществлялись со времен существования СССР.
Наблюдаются низкая рентабельность производства — маржинальность судоремонтной отрасли не превышает 5%, отсутствие свободных средств для инвестирования в обновление, импортозависимость по судовому комплектующему оборудованию (доля импорта в гражданском судостроении достигает 80%, что, как правило, превышает половину стоимости судна).
Развитию отрасли также мешают неконкурентные сроки проведения работ, приводящие к потере доли национального рынка и уходу судов на ремонт за рубеж.
Кроме того, одна из ключевых проблем заключается в острой нехватке квалифицированных кадров для работы на судоремонтных предприятиях, а также в нехватке компетенций и необходимой документации для ремонта импортного оборудования.
Трудности вызывают высокие процентные ставки по займам на финансирование работ, по судовому ремонту.
Существует также проблема захода судов на судоверфи под иностранным флагом для осуществления ремонта, это лишает отрасль возможности позиционирования услуг на международном рынке и ведет к отсутствию мотивации к повышению уровня конкурентоспособности предоставляемого сервиса.
Решение данных проблем требует реализации комплексного подхода к восстановлению отечественного судоремонта.
— Существует ли на уровне страны понимание, как и где необходимо развивать судоремонтные мощности? Что надо предпринять для решения накопленных годами проблем?
— Полное понимание ситуации в ответственных федеральных и региональных ведомствах, безусловно, присутствует. Реализуется Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, включающая в себя соответствующий раздел по судоремонту. Кроме того, создание условий для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота на территории России является одним из ключевых элементов Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота до 2030 года. Эти документы создают основу для поступательного развития судоремонта в России.
С другой стороны, коренного перелома, качественного скачка в этой сфере до сих пор не произошло. Реализуемая государственная программа «Развитие судостроения на 2013–2030 годы» не предусматривает меры государственной поддержки, направленные на развитие судоремонтных предприятий. Разработка подобных мер в рамках отдельной подпрограммы позволила бы повысить конкурентоспособность отечественного судоремонта.
Проблемы понятны, они решаемы, хотя и требуют высокого напряжения сил и вложения значительных ресурсов в модернизацию судоремонтных мощностей. Большая работа по поддержке отрасли ведется в Совете Федерации в соответствии с поручениями председателя В. И. Матвиенко в тесном взаимодействии с правительством Российской Федерации, Минпромторгом России как ведомством, ответственным за развитие отрасли, «Объединенной судостроительной корпорацией», другими ключевыми игроками. Кроме того, с губернатором и правительством Мурманской области проводится активная работа по привлечению федеральных средств для модернизации судоремонтных предприятий региона.
— По вашему мнению, какие меры господдержки могут стимулировать развитие и улучшить ситуацию в отечественном судоремонте?
— Для развития отрасли и поддержания спроса на судоремонтные услуги в России условия проведения ремонта в стране должны быть не хуже зарубежных. Для обеспечения конкурентоспособности российских судоремонтных предприятий меры поддержки могут быть выражены в субсидировании части затрат на реализацию мероприятий по технологической модернизации предприятий, в том числе в качестве оплаты лизинговых платежей за основные средства и оплаты процентов по кредитам на строительство (реконструкцию) производственных зданий и закупку оборудования. Также требуется внедрить систему льготного кредитования для финансирования судоремонтных работ и обеспечения оборотных средств. К тому же снижение налога на добавленную стоимость (НДС) для услуг судоремонтных предприятий, упрощение таможенных требований к оформлению используемых при ремонте судов материалов и снятие запретов на заход иностранных судов для ремонта в отдельные судоверфи и участки акваторий могли бы существенно простимулировать развитие отрасли.
Не менее важным является создание условий, при которых российские судоремонтники имели бы возможность работать в тесной взаимосвязи и кооперации с зарубежными предприятиями-изготовителями и поставщиками всего комплекса оборудования на бортах, а судовладельцы имели возможность в оперативном порядке определять время и место проведения ремонта, исходя из соображений экономической целесообразности и выгоды.
— Какие законодательные и нормотворческие новации находятся в работе и могут быть приняты в 2022 году?
— Для обеспечения конкурентного технического обслуживания и ремонта судов, построенных на российских верфях, планируется реализовать пилотный проект установления нулевой ставки НДС на судоремонтные работы на предприятиях Дальневосточного федерального округа.
В этой связи необходимо проработать соответствующие законодательные изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления нулевой ставки НДС для всех видов судоремонтных работ на дальневосточных судоремонтных предприятиях.
Кроме того, ведется работа по упрощению таможенных процедур в отношении судов, которые будут отремонтированы на отечественных верфях. Что касается запасных частей, в настоящее время прорабатывается возможность отмены на уровне Евразийского экономического союза таможенных пошлин на импортное оборудование и материалы для всех видов судоремонтных работ, не имеющих российских аналогов на верфях ЕАЭС. §