«Навигация на море – это наука, а навигация на реке – это искусство»
Автор: Дмитрий Гагарский
О роли электронных картографических систем в повышении безопасности судовождения рассказывает руководитель группы «Речное Судоходство» ООО «Транзас Навигатор» к.т.н. Дмитрий Гагарский.
В нашей области наиболее востребованным является судовое навигационное оборудование, которое предназначено для решения вопросов безопасности судовождения, от чего зависит человеческая жизнь, сохранность судов, груза, береговых сооружений и экологии.
Основной проблемой отрасли является то, что все современное навигационное оборудование не может быть полноценно востребовано, если нет официальных электронных карт. Электронная картографическая система является интегрирующим модулем в комплекте всего судового навигационного оборудования – судоводитель должен видеть откорректированную электронную карту, свое судно на ней в динамике движения и окружающие его суда, чтобы корректно решать навигационные задачи. В настоящее время обязательным навигационным оборудованием является только приемник ГЛОНАСС/GPS и АИС оборудование, которое в совокупности наиболее полезно только для решения вопросов мониторинга флота.
Основываясь на этих требованиях, могу рекомендовать, что нужно сделать в ближайшее время:
• Для оборудования АИС сделать его дифференциацию по классу А и классу В применительно к судам различного назначения и тоннажа, что принято в практике международного судоходства. Это позволит значительно сократить расходы судовладельцев. Все речное оборудование АИС, внедряемое в РФ, должно отвечать международным требованиям Европейской экономической комиссии для речных АИСов.
• Оборудование электронных картографических систем для ВВП РФ рекомендуется разделять на СОЭНКИ/ЭКНИС, ЭКС класса А, ЭКС класса В. Сертификация этого оборудования должна происходить строго в соответствии с действующими стандартами Международной электротехнической комиссии и Европейской экономической комиссии.
• Оборудование электронных картографических систем необходимо сделать обязательным для всех судов ВВП различного назначения и тоннажа.
• В перечень обязательного оборудования для всех судов рекомендуется включить современные курсоуказатели с возможностью обмена цифровой информацией с другим оборудованием.
• Для унификации комплекса судового навигационного оборудования речных судов рассмотреть вопрос исключения дополнительного дублирования информации ГЛОНАСС/GPS и АИС при условии полноценного отображения этой информации в электронной картографической системе.
• В районах, где отсутствуют контрольно-корректирующие станции разрешить использование оборудования ГЛОНАСС/GPS без модуля приема дифференциальных поправок при условии наличия такой возможности в оборудовании.
Для выполнения первоочередных мероприятий рекомендуется активизировать внимание на вопросах:
• Организации картографического фонда и картографических центров для формирования коллекции официальных электронных карт и их дистрибуции.
• Проверки электронных карт с устранением всех замечаний, обнаруженных при их экспертизе и оплавывании. Степень ответственности за качество электронных карт должна распространяться на ГБУ (ФБУ), многие из которых в настоящее время не принимают активного участия в формировании коллекции электронных карт на зону своей ответственности. Специалисты ГБУ (ФБУ) должны осваивать технологию создания и корректуры официальных карт и активизировать свое участие в этой деятельности.
• Изготовления электронных карт ВВП РФ по международным стандартам для создания речных карт. В России пока речные карты издаются по морским стандартам.
• Создания национальной нормативной базы по созданию речных электронных карт и картографических систем с учетом особенностей плавания на ВВП РФ. Многие стандарты национальной нормативной базы рекомендуется принимать на основе принятой международной базы по сокращенной процедуре одобрения (возможна процедура молчаливого согласия) в организациях РФ, отвечающих за это направление. На процедуры согласования национальных стандартов в настоящее время практически всегда требуется больше времени, чем время между изменениями, вносимыми на международном уровне в эти стандарты. По этой причине РФ иногда отстает от международного прогресса.
Рынок развивается очень активно. Занять свою нишу на этом рынке удается организациям, которые прошли путь освоения рынка в морской индустрии и своевременно переориентировали свои технологии и производство под нужды речников. Первоначально это казалось простым занятием, но по мере работы возникло много проблем, про которые «моряки» не знали.
Не зря говорят, что навигация на море – это наука, а навигация на реке – это искусство.
Компания «Транзас» речное направление считает одним из наиболее перспективным, активизирует свою деятельность в области развития речной индустрии и готова предоставить судовладельцам линейку продуктов электронных картографических систем для судов различного назначения и тоннажа.