logo
Главная Актуально «Максимально оперативно реагировать на запросы отрасли»

«Максимально оперативно реагировать на запросы отрасли»

Автор: Елена Ткачева

«Максимально оперативно реагировать на запросы отрасли»
ГБПОУ «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» (РКВТ) уже более 85 лет готовит кадры для отрасли. О наиболее востребованных направлениях подготовки, взаимодействии с региональными отраслевыми предприятиями и перспективах развития «Российскому судоходству» рассказал директор учебного заведения Владимир Маевский.
—Владимир Юрьевич, каковы результаты приемной кампании 2019 года? Сколько человек пополнили ряды курсантов РКВТ? 
— По результатам приемной кампании было зачислено 216 студентов, в том числе 165 на бюджетной основе. 
На очную форму обучения по специальности «Судовождение» поступило 80 человек, на заочную – 36. На направление подготовки «Эксплуатация судовых энергетических установок» в 2019 году зачислено 25 человек, на «Организацию перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» - 25. Наконец, набор курсантов по профессии «Матрос» составил 50 человек.
— На какие специальности спрос наиболее велик? 
— Наибольшим спросом традиционно пользуется специальность «Судовождение», на которую при конкурсе аттестатов самый высокий проходной балл – более 4. Вероятно, этот интерес связан с желанием юношей управлять морскими и речными судами, романтическими представлениями о морских путешествиях и приключениях, а также с востребованностью и сравнительно высокой заработной платой на современном рынке труда.
Примечательно, что в этом году впервые был такой же конкурс на профессию «Матрос» - четыре человека на место. Эта рабочая профессия сегодня пользуется популярностью. 
—Ваше учебное заведение принимает девушек на флотские специальности? Каково сегодня соотношение обучающихся юношей и девушек?
— Следуя рекомендациям Манильских поправок к МК ПДНВ (Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты – прим. ред.) о поощрении участия женщин в морской отрасли  уже семь лет ГБПОУ РО «РКВТ» принимает на обучение девушек. 
В настоящее время количественное соотношение девушек ко всему контингенту студентов составляет 17%.
Конечно, большинство девушек поступает на обучение по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)», то есть становятся логистами. Однако ежегодно в числе поступивших встречаются несколько девушек, которые в дальнейшем учатся и проходят практику на судах наравне с юношами. Надо понимать, что порой возникают сложности при прохождении производственной  практики, не всегда есть возможность выделить отдельную каюту на судне. Но, как говорится, кто хочет, тот добьется: известны случаи о назначении наших выпускниц на должности вахтенных помощников капитана.
— В Ростове-на-Дону находятся два отраслевых учебных заведения – РКВТ и Институт водного транспорта им. Седова. Вы ощущаете конкуренцию? 
— Я бы сказал, что мы не конкурируем, а сотрудничаем в рамках сетевого взаимодействия. Например, мы ежегодно совместно проводим региональный этап олимпиады профессионального мастерства, а победитель представляет Ростовскую область на Всероссийском финале. Кроме того, всегда приглашаем друг друга на любые мероприятия. Наши курсанты проходят начальную тренажерную подготовку на базе берегового учебного тренажерного центра Института водного транспорта им. Седова.
Представители регионального бизнеса отмечают, что у нас примерно одинаковый уровень подготовки. Порой ребята с более высокими баллами идут в «седовку», но и к нам приходят отличники.
 Наши выпускники зачастую получают дипломы о среднем профессиональном образовании в РКВТ и при желании далее продолжают обучение в Институте водного транспорта им. Седова по программам высшего образования.
— Где проходят практику курсанты колледжа? Есть ли договоры о сотрудничестве с предприятиями водного транспорта Ростовской области и других регионов? 
— В 2018-2019 учебном году 268 наших курсантов проходили производственную практику в 42 судоходных компаниях, 95 человек – на береговых предприятиях. В том числе 190 из них были в штатных должностях. 
В настоящее время ведется работа по заключению договоров с организациями водного транспорта о предоставлении рабочих мест обучающимся. Уже заключены соответствующие договоры с 17 предприятиями, включая ОАО «Донинтурфлот», ОАО «Донречфлот», ФГУП «Росморпорт», ООО «СК «Голубая волна», АО «Северное речное пароходство», ООО «Петрозаводская судоходная компания», ОАО «Мостурфлот», ООО «Самара – Шиппинг» и другими. 
Распределение несовершеннолетних курсантов и реализация производственной практики осуществляется в составе групп с сопровождающим преподавателем на судах ОАО «Мостурфлот».
Кроме того, долгосрочные договоры о сетевом взаимодействии заключены с береговыми предприятиями: ОАО «Моряк», АО «Ростовский порт», АО «ССРЗ «РИФ», ООО «Юнион» и ООО «ДонДизельРемонт». Эти предприятия помогают реализовать производственную судоремонтную практику для специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».
— Насколько я знаю, в связи с обращениями судостроительных и судоремонтных предприятий Ростовской области и их потребностью в кадрах обсуждалось открытие нового отделения подготовки – судокорпусников-ремонтников. Какие шаги сделаны в этом направлении?
— Потребность такая есть: региональные судоремонтные и судостроительные предприятия, а их в регионе до 10 крупных и более 50 малых и средних организаций, остро ощущают дефицит квалифицированных специалистов. Активно мы проработали эту проблему со специалистами завода «Риф», где планировали размещение учебно-производственного участка. К сожалению, в настоящее время процесс приостановлен в связи рассмотрением вопроса об источниках финансирования.
Ростовская область понимает важность подготовки по рабочим специальностям. Так, региональное министерство образования готово выделить бюджетные места на новое важное для региона направление подготовки и работодатели готовы оказать финансовую поддержку. 
Мы определились с бюджетом на закупку необходимого оборудования, но еще в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом мы должны обеспечить учебники и преподавательский состав. 
Изначально мы планировали проводить учебную практику на базе РКВТ. У нас есть слесарная мастерская, хотели на своей территории оборудовать еще две мастерских – сборочного и сварочного производства. Однако реализовать эту инициативу не удастся: не проходим по  требованиям пожарной безопасности.
По оборудованию мы все просчитали, но сейчас в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом кроме оборудования необходимо еще учебниками обеспечить и преподавательским составом. Последнее особенно проблематично, поскольку высококвалифицированных специалистов не хватает даже на крупных местных предприятиях. Соответственно, некому и знания передавать.
Вопросов много, но будем их постепенно решать. Рассчитываем в ближайшее время провести встречу с председателем совета директоров АО «Ростовский порт» Олегом Грызловым и председателем совета ассоциации «Водный транспорт Дона» Александром Огаревым. Совместно с представителями отраслевого бизнеса рассчитываем выработать пути решения имеющихся вопросов.
— Вы упомянули сложности с поиском преподавателей для обучения судоводителей. По другим направлениям подготовки сталкиваетесь с подобными проблемами?
— Профессиональные дисциплины курсантам читают преподаватели, имеющие соответствующее образование и опыт работы на судах морского и речного флота. Некоторые сложности бывают, но в целом они  решаются при поддержке Ассоциации «Водный транспорт Дону». Зачастую привлекаем к преподаванию специальных дисциплин выпускников колледжа и ветеранов флота.
Действующий плавсостав привлекать к работе в настоящее время проблематично, во-первых, в связи с занятостью на основной работе и, во-вторых, зарплаты преподавателей зачастую ниже, чем у специалистов на предприятиях водного транспорта. Поэтому у нас достаточно высокий возраст у преподавателей специальных дисциплин. 
— Какие цели ставите перед учебным заведением на перспективу?
— У нас есть проекты создания берегового учебно-тренажерного центра и водноспортивного центра как базы для развития морского молодежного клуба и для практической подготовки курсантов в соответствии с требованиями международной Конвенции ПДНВ. В настоящее время решаем вопрос об источниках финансирования, рассматриваем участие в федеральных грантах в рамках национального проекта «Образование». 
Кроме того, важная цель на перспективу – это открытие нового направления подготовки – судокорпусников-ремонтников, о чем мы уже говорили. Одновременно я считаю важным  развивать отделение дополнительного обучения, чтобы максимально оперативно реагировать на запросы работодателей и решать  их потребности в кадрах и активно привлекать молодых специалистов к преподавательской деятельности. 
Наши основные цели остаются неизменными – это подготовка квалифицированных специалистов по всем реализуемым образовательным профессиональным программам и повышение качества образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, Международной Конвенции ПДНВ и ISO 9001:2015.
Беседовала Елена Ткачева.

ГБПОУ «Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта» (РКВТ) уже более 85 лет готовит кадры для отрасли. О наиболее востребованных направлениях подготовки, взаимодействии с региональными отраслевыми предприятиями и перспективах развития «Российскому судоходству» рассказал директор учебного заведения Владимир Маевский.

Владимир Юрьевич, каковы результаты приемной кампании 2019 года? Сколько человек пополнили ряды курсантов РКВТ?

 — По результатам приемной кампании было зачислено 216 студентов, в том числе 165 на бюджетной основе. На очную форму обучения по специальности «Судовождение» поступило 80 человек, на заочную – 36. На направление подготовки «Эксплуатация судовых энергетических установок» в 2019 году зачислено 25 человек, на «Организацию перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» - 25. Наконец, набор курсантов по профессии «Матрос» составил 50 человек.

— На какие специальности спрос наиболее велик?

 — Наибольшим спросом традиционно пользуется специальность «Судовождение», на которую при конкурсе аттестатов самый высокий проходной балл – более 4. Вероятно, этот интерес связан с желанием юношей управлять морскими и речными судами, романтическими представлениями о морских путешествиях и приключениях, а также с востребованностью и сравнительно высокой заработной платой на современном рынке труда.Примечательно, что в этом году впервые был такой же конкурс на профессию «Матрос» - четыре человека на место. Эта рабочая профессия сегодня пользуется популярностью. 

Ваше учебное заведение принимает девушек на флотские специальности? Каково сегодня соотношение обучающихся юношей и девушек?

— Следуя рекомендациям Манильских поправок к МК ПДНВ (Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты – прим. ред.) о поощрении участия женщин в морской отрасли  уже семь лет ГБПОУ РО «РКВТ» принимает на обучение девушек. В настоящее время количественное соотношение девушек ко всему контингенту студентов составляет 17%.Конечно, большинство девушек поступает на обучение по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)», то есть становятся логистами. Однако ежегодно в числе поступивших встречаются несколько девушек, которые в дальнейшем учатся и проходят практику на судах наравне с юношами. Надо понимать, что порой возникают сложности при прохождении производственной  практики, не всегда есть возможность выделить отдельную каюту на судне. Но, как говорится, кто хочет, тот добьется: известны случаи о назначении наших выпускниц на должности вахтенных помощников капитана.

В Ростове-на-Дону находятся два отраслевых учебных заведения – РКВТ и Институт водного транспорта им. Седова. Вы ощущаете конкуренцию? 

— Я бы сказал, что мы не конкурируем, а сотрудничаем в рамках сетевого взаимодействия. Например, мы ежегодно совместно проводим региональный этап олимпиады профессионального мастерства, а победитель представляет Ростовскую область на Всероссийском финале. Кроме того, всегда приглашаем друг друга на любые мероприятия. Наши курсанты проходят начальную тренажерную подготовку на базе берегового учебного тренажерного центра Института водного транспорта им. Седова.Представители регионального бизнеса отмечают, что у нас примерно одинаковый уровень подготовки. Порой ребята с более высокими баллами идут в «седовку», но и к нам приходят отличники. Наши выпускники зачастую получают дипломы о среднем профессиональном образовании в РКВТ и при желании далее продолжают обучение в Институте водного транспорта им. Седова по программам высшего образования.

— Где проходят практику курсанты колледжа? Есть ли договоры о сотрудничестве с предприятиями водного транспорта Ростовской области и других регионов?

 — В 2018-2019 учебном году 268 наших курсантов проходили производственную практику в 42 судоходных компаниях, 95 человек – на береговых предприятиях. В том числе 190 из них были в штатных должностях. В настоящее время ведется работа по заключению договоров с организациями водного транспорта о предоставлении рабочих мест обучающимся. Уже заключены соответствующие договоры с 17 предприятиями, включая ОАО «Донинтурфлот», ОАО «Донречфлот», ФГУП «Росморпорт», ООО «СК «Голубая волна», АО «Северное речное пароходство», ООО «Петрозаводская судоходная компания», ОАО «Мостурфлот», ООО «Самара – Шиппинг» и другими. Распределение несовершеннолетних курсантов и реализация производственной практики осуществляется в составе групп с сопровождающим преподавателем на судах ОАО «Мостурфлот».Кроме того, долгосрочные договоры о сетевом взаимодействии заключены с береговыми предприятиями: ОАО «Моряк», АО «Ростовский порт», АО «ССРЗ «РИФ», ООО «Юнион» и ООО «ДонДизельРемонт». Эти предприятия помогают реализовать производственную судоремонтную практику для специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».

— Насколько я знаю, в связи с обращениями судостроительных и судоремонтных предприятий Ростовской области и их потребностью в кадрах обсуждалось открытие нового отделения подготовки – судокорпусников-ремонтников. Какие шаги сделаны в этом направлении?

— Потребность такая есть: региональные судоремонтные и судостроительные предприятия, а их в регионе до 10 крупных и более 50 малых и средних организаций, остро ощущают дефицит квалифицированных специалистов. Активно мы проработали эту проблему со специалистами завода «Риф», где планировали размещение учебно-производственного участка. К сожалению, в настоящее время процесс приостановлен в связи рассмотрением вопроса об источниках финансирования.

Ростовская область понимает важность подготовки по рабочим специальностям. Так, региональное министерство образования готово выделить бюджетные места на новое важное для региона направление подготовки и работодатели готовы оказать финансовую поддержку. Мы определились с бюджетом на закупку необходимого оборудования, но еще в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом мы должны обеспечить учебники и преподавательский состав. Изначально мы планировали проводить учебную практику на базе РКВТ. У нас есть слесарная мастерская, хотели на своей территории оборудовать еще две мастерских – сборочного и сварочного производства. Однако реализовать эту инициативу не удастся: не проходим по  требованиям пожарной безопасности.

По оборудованию мы все просчитали, но сейчас в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом кроме оборудования необходимо еще учебниками обеспечить и преподавательским составом. Последнее особенно проблематично, поскольку высококвалифицированных специалистов не хватает даже на крупных местных предприятиях. Соответственно, некому и знания передавать.

Вопросов много, но будем их постепенно решать. Рассчитываем в ближайшее время провести встречу с председателем совета директоров АО «Ростовский порт» Олегом Грызловым и председателем совета ассоциации «Водный транспорт Дона» Александром Огаревым. Совместно с представителями отраслевого бизнеса рассчитываем выработать пути решения имеющихся вопросов.

— Вы упомянули о сложностях с поиском преподавателей для обучения судоводителей. По другим направлениям подготовки сталкиваетесь с подобными проблемами?

— Профессиональные дисциплины курсантам читают преподаватели, имеющие соответствующее образование и опыт работы на судах морского и речного флота. Некоторые сложности бывают, но в целом они  решаются при поддержке Ассоциации «Водный транспорт Дону». Зачастую привлекаем к преподаванию специальных дисциплин выпускников колледжа и ветеранов флота.Действующий плавсостав привлекать к работе в настоящее время проблематично, во-первых, в связи с занятостью на основной работе и, во-вторых, зарплаты преподавателей зачастую ниже, чем у специалистов на предприятиях водного транспорта. Поэтому у нас достаточно высокий возраст у преподавателей специальных дисциплин. 

— Какие цели ставите перед учебным заведением на перспективу?

— У нас есть проекты создания берегового учебно-тренажерного центра и водноспортивного центра как базы для развития морского молодежного клуба и для практической подготовки курсантов в соответствии с требованиями международной Конвенции ПДНВ. В настоящее время решаем вопрос об источниках финансирования, рассматриваем участие в федеральных грантах в рамках национального проекта «Образование». Кроме того, важная цель на перспективу – это открытие нового направления подготовки – судокорпусников-ремонтников, о чем мы уже говорили. Одновременно я считаю важным  развивать отделение дополнительного обучения, чтобы максимально оперативно реагировать на запросы работодателей и решать  их потребности в кадрах и активно привлекать молодых специалистов к преподавательской деятельности. Наши основные цели остаются неизменными – это подготовка квалифицированных специалистов по всем реализуемым образовательным профессиональным программам и повышение качества образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, Международной Конвенции ПДНВ и ISO 9001:2015.