Учиться на берегу, чтобы избежать ошибок в море
Автор: Елена Ткачева
Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиал ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова провел модернизацию морского учебно-тренажерного центра. Об этом корреспонденту «Российского судоходства» рассказал начальник Азово-Донского отделения Института повышения квалификации (АДО ИПК), входящего в «седовку», Андрей Сапунов.
«Азово-Донское отделение Института повышения квалификации занимается подготовкой как плавсостава, так и береговых специалистов, а также курсантов среднего профессионального образования и высшей школы, - пояснил Сапунов. – Если на начальном этапе курсанты проходят базовые виды подготовки и получают рабочие свидетельства и рабочие дипломы при наличии определенного плавценза, то в дальнейшем работникам плавсостава необходимо проходить переподготовку каждые пять лет».
Морской учебно-тренажерный центр (МУТЦ) является одним из структурных подразделений АДО ИПК, где в основном учатся и проходят повышение квалификации судоводители. Для их профессиональной подготовке Институт Седова провел количественную и качественную модернизацию МУТЦ.
В частности, площадка Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) была расширена втрое. Наряду с имитацией реального радиооборудования, которое используют при поиске и спасании, аварийной связи на судах, в «седовке» установлена действующая спутниковая станция Инмарсат, позволяющая связаться с любым судном.
Модернизацию прошли и тренажеры-симуляторы капитанского мостика. Например, усовершенствованный мостик с пятиканальной визуализацией (пять экранов вместо трех ранее) дает большее погружение в рабочую среду: у штурмана проходящий мимо теплоход уходит за угол зрения, как в реальности. «Сейчас угол обзора составляет 180 градусов, но будем расширять до 270», - пообещал начальник Морского центра Михаил Журавлев. Кроме того, были установлены два новых дополнительных симулятора, что позволило расширить количество одновременно обучающихся слушателей центра.
По словам Журавлева, установленное новое программное обеспечение полностью имитирует район плавания с учетом новых строений и зданий. Например, лоцманы, работающие в регионе, тоже проходят обучение в МУТЦ и отрабатывают все сложные участки на Нижнем Дону. При этом тренажер может имитировать любые погодные условия, более 10 типов судов и более 10 районов плавания. Это отвечает запросам местных судовладельцев, которым интересны как речные, так и морские районы плавания. Кроме того, возможна и отработка взаимодействия судов, например, обгона или расхождения.
«Ранее при выполнении упражнений инструктор находился рядом собучающимися, что могло создавать определенный психологический дискомфорт. Сейчас инструктор дает задачи диcтанционно, а обучающийся отрабатывает маневры самостоятельно, как в реальной жизни. При этом следить за выполнением маневров позволяют установленные видеокамеры», - объяснил начальник МУТЦ.
Традиционно основная целевая группа морского учебно-тренажерного центра – это судоводители. Для механиков не предусмотрено стандартизированных видов подготовки, кроме переподготовки для получения диплома. Тем не менее, в июле дополнительно к уже имеющемуся тренажеру установлен и тренажер машинно-котельного отделения (МКО), на котором можно отрабатывать рабочие ситуации при подготовке и переподготовке судовых механиков. «На этом тренажере учатся наши курсанты и повышают квалификацию командный состав судовых механиков. На нем можно отыгрывать как стандартные ситуации, так и такие, которые, возможно, никогда не реализуются на практике, но позволят поднять уровень понимания своей профессии», - подчеркнул Михаил Журавлев. Главная цель установки тренажера МКО – скоммутировать его с тренажером «Капитанский мостик», что позволит отрабатывать задачи в составе всего экипажа судна.
Система менеджмента качества и система стандарта качества образовательных услуг предполагает объективную оценку начального и конечного уровня знаний. «Всех желающие пройти повышение квалификации тестируют, чтобы определить их уровень подготовки. Эта процедура определяет продолжительность обучения и уровень качества подготовки специалистов. В конце обучения все допущенные ошибки протоколируются и инструктор проводит разбор конкретных действий. Именно поэтому инструкторы АДО ИПК имеют сертифицированный и достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и постоянно повышают свою квалификацию.
По словам Андрея Сапунова, в АДО ИПК работают более 100 инструкторов-экзаменаторов. Институт повышения квалификации привлекает как штатных преподавателей, прошедших курсы инструкторов, так и работников флота и береговых предприятий. Работать в МУТЦ зовут лучших выпускников Института. Так, выпускник и сын начальника МУТЦ – Василий Журавлев – является кандидатом наук и работает на современных судах, а в перерывах между рейсами делится своим опытом как инструктор в своей альма-матер. При этом взаимный обмен опытом происходит между преподавателями и слушателями, когда сами обучающиеся активно делятся нюансами работы в разных районах плавания и на судах разных типов. Ресурсы центра, как технические, так и кадровые, обеспечивают его бесперебойную работу в течение всего учебного года.
В настоящее время руководством головного вуза – ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова – в лице ректора Сергея Кондратьева поставлена задача консолидировать все ресурсы АДО ИПК на единой площадке в одном из учебных корпусов, что позволит повысить качество подготовки курсантов, студентов и слушателей. Наличие общежития для слушателей на этой же площадке сделает их подготовку еще более комфортной.
АДО ИПК является структурным подразделением «седовки», приносящим дополнительные финансовые средства. Этот дополнительный доход позволяет эффективно развивать материально-техническую базу всего Института, в том числе и МУТЦ. В «седовке» уверены, что профессиональная подготовка кадров на берегу позволит в дальнейшем избежать ошибок в море.