logo
Главная Актуально Защита прав, борьба с нарушениями

Защита прав, борьба с нарушениями

Прокурор управления по надзору за исполнением федерального законодательства на транспорте и в таможенной сфере Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Константин Кузнецов рассказал о работе ведомства на водном транспорте.

- Чем конкретно занимается Московская межрегиональная транспортная прокуратура в сфере надзора за исполнением законодательства на водном транспорте?

Начнём с того, что Московская межрегиональная транспортная прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере на территории 19 субъектов Российской Федерации, преимущественно на территорииЦентрального федерального округа.

Говоря о водном транспорте, мы, конечно же имеем ввиду внутренний водный (он же речной) транспорт. При этом, под надзором прокуратуры находится как торговый, так и пассажирский и туристический водный транспорт, а также маломерные суда.

Условно можно выделить ряд следующих основных направлений, в рамках которых  осуществляется надзорная деятельность.

Во-первых, это надзор за исполнением законодательства в области обеспечения безопасности плавания.

Приоритетным направлением деятельности прокуроров является  надзор в сфере соблюдения прав пассажиров на водном транспорте. В первую очередь, речь идет о соблюдении их прав на получение услуг надлежащего качества, выполнения перевозчиками санитарно-эпидемиологических норм и правил и т.д.

Пристальное внимание уделяется вопросам соблюдения режима использования водных объектов (акваторий судоходных рек, водоемов и т.д.) для нужд транспорта.  

Кроме того, прокуратура осуществляет надзор за безопасностью эксплуатации гидротехнических сооружений (причалов, каналов и т.д.).

Не менее значимым направлением надзора является защита прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Наконец, не остаются без внимания транспортной прокуратуры и вопросы обеспечения законности нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, затрагивающих вопросы функционирования водного транспорта.

При этом надзорная деятельность не ограничивается лишь вышеперечисленными направлениями и затрагивает все сферы, так или иначе связанные с эксплуатацией водного транспорта.

- Как часто ваше ведомство выявляет нарушения закона в данной сфере? Можно ли  привести примеры наиболее типичных нарушений, выявляемых прокурорами?

В 2018 году транспортными прокурорами в сфере водного транспорта выявлено свыше 700 нарушений закона, с целью устранения которых внесены 148 представлений, на незаконные правовые акты принесены около 90 протестов, на основании материалов прокурорских проверок к административной ответственности привлечены свыше 100 лиц.    
В первом полугодии 2019 года в данной сфере выявлено свыше 300 нарушений, с целью их устранения внесены 53 представления, опротестованы почти 60 незаконных актов, к административной ответственности привлечены 27 лиц.

Приходится констатировать, что подавляющее большинство выявляемых нарушений закона – это нарушения в области безопасности движения и эксплуатации водного транспорта. В частности, в 2018 году прокурорами было выявлено 335 нарушений закона в данной сфере (45% от общего количества выявленных нарушений), в истекшем периоде 2019 года – 86 нарушений (почти треть нарушений).  

В целом, ситуацию с обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте следует охарактеризовать, как удовлетворительную, контролируемую уполномоченными государственными органами.

Вместе с тем, транспортными прокурорами в ряде случаев выявляются факты отсутствия судовых журналов, санитарных свидетельств и иных документов, подтверждающих годность к эксплуатации и плаванию. Зачастую не соблюдаются требования к порядку ведения судовых журналов, в части своевременности и полноты внесения обязательных сведений о работе бортового оборудования и т.д.

Отдельными судовладельцами игнорируются требования законодательства в части своевременного информирования диспетчеров о выходе судов в плавание, обеспечения их безопасной швартовки, содержания и эксплуатации судового оборудования.

Например, в 2018 году московским прокурором по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте вскрыт факт швартовки теплохода, водоизмещение которого составляло 40 тонн у Пресненской набережной г. Москвы за дерево, а не специальное устройство. За данное правонарушение капитан судна на основании материалов проверки транспортной прокуратуры привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ (нарушение правил плавания).

В предыдущие годы прокурорами также выявлялись случаи несоблюдения судовладельцами требований приказа Минтранса «Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации». В частности, имели место факты оборудования камбузов пассажирских судов в нарушение требований пожарной безопасности мангалами для жарки на открытом пламени.

В результате вмешательства прокуроров судовладельцами также устранялись нарушения в части ненадлежащего размещения на борту судов переносных инструментов, используемых для их обслуживания, а также тушения пожаров.

По результатам прокурорских проверок за совершение данных правонарушений виновные лица привлекались к административной ответственности по ст. 11.16 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности на внутреннем водном транспорте).

Также в минувшем году выявлен единичный факт выполнения теплоходом рейса без прохождения обязательного ежегодного освидетельствования органом по классификации на внутреннем водном транспорте, что повлекло за собой административную ответственность по ч. 1 ст. 11.16 КоАП РФ (нарушение правил выпуска судна в плавание).

Тверским межрайонным транспортным прокурором в 2018 году пресекался факт эксплуатации принадлежащего Федеральному государственному унитарному предприятия «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» судна с неисправным коммутатором сигнальных огней.

По результатам проведённой лискинским транспортным прокурором в минувшем году проверки АО «Лискинский транспортный порт» приняты меры по подъёму затонувшей баржи из акватории реки Дон, место затопления которой плавучими навигационными знаками в целях обеспечения безопасности судоходства не ограждалось.

- С нарушениями в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации водного транспорта ситуация прояснилась. А можете рассказать нашим читателям о том, какие еще нарушения выявляются транспортными прокурорами?

Как я уже отметил в начале нашей беседы, на контроле межрегиональной транспортной прокуратуры находятся вопросы законности нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, затрагивающих различные аспекты функционирования водного транспорта.

Так, воронежским транспортным прокурором опротестованы вошедшие в противоречие с требованиями ст.ст. 3, 61-64 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, нормативные правовые акты ряда муниципальных районов, устанавливающие необоснованные запреты на эксплуатацию физическими лицами на водных объектах муниципалитета маломерных судов, гидроциклов и иных плавсредств, используемых ими на правах аренды или ином законном основании, за исключением права собственности.

По результатам принятых курским транспортным прокурором мер отменены вошедшие в противоречие с требованиями ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципальных образований 3 сельских поселений Курской области, для личных и бытовых нужд, принятые органами местного самоуправления в отсутствие делегирования соответствующих полномочий со стороны органов власти муниципального района.

В поле зрения транспортных прокуроров находятся вопросы законности осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере транспорта.

Аппаратом прокуратуры на системной основе проводятся проверки исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности должностными лицами Центрального управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.  

В частности, в текущем году по результатам проведенных проверок деятельности данного контролирующего органа выявлены факты несоблюдения требований законодательства к оформлению распоряжений о проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ненадлежащим образом оформлялись используемые при проведении контрольно-надзорных мероприятий проверочные листы.

Не в полном объёме исполнялись обязанности по внесению сведений о проводимых проверочных мероприятиях и результатах контрольно-надзорной деятельности в Федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок».

Пристальное внимание уделяется вопросам обеспечения законности в деятельности подразделений Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

К примеру, проведенной белгородским транспортным прокурором в июне текущего года проверкой вскрыт факт выдачи ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Белгородской области» юридическому лицу акта технического освидетельствования пляжа, в соответствии с которым спасательный пост укомплектован необходимыми силами и средствами.

В то же время, прокурорской проверкой установлено, что проверочные мероприятия проведены сотрудниками ГИМС МЧС России формально и поверхностно, поскольку данный пляж не соответствовал предъявляемым законом требованиям в области безопасности использования водных объектов.

Наконец, приоритетными для органов прокуратуры традиционно остаются вопросы защиты прав пассажиров на водном транспорте.

Несмотря на то, что нарушения закона благодаря системной работе, проводимой во взаимодействии с органами Роспотребнадзора, носят единичный характер, отдельные факты несоблюдения прав пассажиров всё же имеют место быть.

К примеру, в текущем году московским прокурором по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по результатам проведенной проверки деятельности ООО «Туристическое агентство «МЕГАФЛОТ», осуществляющего реализацию проездных билетов по экскурсионным маршрутам в г. Москве, выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей в части недоведения турагентом до сведения потребителей полной информации об организации, оказывающей услуги, а также включения в договоры на реализацию речных круизов положений о штрафах при отказе заказчиков от речных круизов, то положений, ущемляющих права потребителей.

Изложенное послужило основанием для возбуждения в отношении должностного и юридического лиц турагента дел об административных правонарушениях по ст. 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований» и ст. 14.8 «Нарушение иных прав потребителей» КоАП РФ.

- Представляется, что вопросы защиты прав пассажиров на водном транспорте являются достаточно актуальными в наше время. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям поподробнее о том, какие конкретно права предоставлены им в данной сфере?

В соответствии со ст. 100 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пассажир имеет право:

1)приобрести билет на пассажирское место любой категории для проезда до любого порта, указанного в расписании движения судов или объявленного по маршруту следования судна;

2)провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;

3)провозить с собой бесплатно ручную кладь (легко переносимые, не стесняющие других пассажиров вещи длиной не более чем 1,8 метра или суммарной длиной по периметру не более чем 2,6 метра), общий вес которой составляет не более чем 36 килограммов и на скоростных судах не более чем 20 килограммов. Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;

4)сдавать багаж для перевозки за плату в соответствии с тарифом на перевозки багажа;

5)делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток с соответствующим оформлением такой остановки при проезде на судах на расстояние 500 километров и более;

6)продлевать срок действия билета в случае болезни, подтвержденной документом лечебного учреждения, на время болезни или сдать билет и получить провозную плату;

7)до отхода судна в любое время, а после начала рейса в любом порту остановки судна отказаться от договора перевозки, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за не пройденную судном часть пути;

8)отказаться от договора перевозки в случае задержки отхода судна и получить провозную плату.

В свою очередь, пассажир обязан соблюдать утвержденные правила пользования судами и расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами.

- А как часто граждане и предприниматели обращаются в транспортную прокуратуру за защитой своих прав в обозначенной сфере?

На самом деле обращения граждан и предпринимателей по вопросам защиты их прав в сфере функционирования водного транспорта носят единичный характер.

В то же время, межрегиональная транспортная прокуратуры периодически осуществляет выездные приемы граждан в рамках работы так называемой «мобильной приемной» и проведения Всероссийского дня приема предпринимателей.

Для наглядности приведу следующий пример.

Так, заместителем межрегионального транспортного прокурора                               в июне 2019 года в Московском речном пароходстве организован выездной приём субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере туризма и перевозок пассажиров водным транспортом в г. Москве.      

В данном выездном приёме приняли участие сотрудники аппарата межрегиональной транспортной прокуратуры и  московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте.

Всего в ходе мероприятия на личный приём обратились 22 представителя юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность в обозначенной сфере.

Кроме того, по результатам данного личного приёма организовано и проведено оперативное совещание с участием руководства Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Центрального управления государственного речного надзора Ространснадзора, УТ МВД России по ЦФО, Управления Роспотребнадзора по г. Москве, Московской ассоциации судовладельцев пассажирского Флота, ГБУ «Гормост», в ходе которого выработан комплекс мер, направленных на улучшение делового климата и повышение уровня гарантий защиты прав малого и среднего бизнеса, укрепление законности на данном направлении.

- Какие еще механизмы обращения в прокуратуру за защитой своих прав существуют в настоящее время?

Наиболее доступный и быстрый способ в нынешнее время - использовать технические средства, интернет. В частности, осуществляющие коммерческую деятельность в сфере водного транспорта предприниматели имеют возможность лично обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru.

Предусмотрена возможность обращения для граждан и предпринимателей через интернет-приёмную и в межрегиональную транспортную прокуратуру.

Кроме того, каждый первый вторник месяца органы прокуратуры проводят Всероссийский день приёма предпринимателей.

В рамках работы мобильной приёмной ежемесячнона поднадзорных объектах транспорта организуются выездные приёмы руководства прокуратуры.

И, конечно же, граждане и представители бизнес-сообщества могут обратиться в прокуратуру и в любой другой рабочий день, а также направить своё обращение почтовой корреспонденцией.

При этом, они вправе обратиться как лично, так и через своего уполномоченного представителя.

По всем обращениям незамедлительно организуются и проводятся тщательные проверки, по результатам которых даётся всесторонняя и объективная оценка действиям судовладельцев, органов власти и их должностных лиц.