Как подготовить достойную смену и оставить работать в России?
Автор: Маргарита Бабкова
Ключевая роль в развитии транспортной отрасли принадлежит кадровому обеспечению. О том, как обеспечить подготовку достойной смены плавсостава, оставить выпускников вузов водного транспорта работать в российских компаниях, а также о подготовке специалистов для стивидорных предприятий рассказывают эксперты отраслевых вузов.
Для успешной работы на флоте выпускники учебных заведений водного транспорта должны быть готовы не только к эксплуатационно-технологической и сервисной деятельности, но и к организационно-управленческой, для чего необходимо научиться применять знания на практике. Для создания необходимых условий и соответствия отечественным и международным стандартам морские образовательные организации ежегодно пересматривают учебные планы подготовки морских специалистов, совершенствуют материально-техническую базу, проходят признание на национальном и международном уровнях.
«Особое внимание необходимо уделять использованию инновационных, активных и интерактивных методов обучения. Использование современных тренажерных комплексов в системе морского образования позволяет создать обстановку, максимально приближенную к реальной на борту судна. Так, курсант, не выходя в море, может проработать реальный маршрут судна, нести ходовую навигационную вахту и вахту в машинном отделении судов различных типов, расходиться с судами в разных условиях плавания, производить погрузо-разгрузочные операции, обслуживать сложные судовые системы и определять свое местоположение по небесным светилам», — считает начальник кафедры судовождения Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова Анастас Боран-Кешишьян.
Освоение новых образовательных программ позволяет курсантам легко перейти от теории к практике. Вместе с тем прохождение практики на борту судов является обязательным условием успешного освоения морской специальности. Определив критерии оценки и перечень необходимых задач, образовательная организация направляет курсантов на суда российских и зарубежных судовладельцев. В ходе плавательной практики курсанты отрабатывают тонкости морского дела, адаптируются к морской среде и закрепляют знания, полученные в ходе обучения.
«Качественный переход от теории к практике позволит успешно трудоустроить выпускника, а также сохранить лидирующие позиции Российской Федерации в области морского образования», — отметил Анастас Боран-Кешишьян.
С ним солидарен директор института «Морская академия» Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Александр Горобцов. Он пояснил, что «подготовка членов экипажей судов затрагивает чувствительную тему не только обучения, но и воспитания ответственности будущих моряков, основанную на высоком профессионализме».
Возрастающие требования к объему и содержанию подготовки плавсостава связаны с изменением международных норм, переходом к новым технологиям в судовом оборудовании, обновлении технологии морской перевозки грузов. Все эти изменения необходимо отслеживать и соответствующим образом обновлять учебное оборудование, корректировать практику и т. п.
Очевидно, что для этого требуются значительные вложения в материально-техническую базу подготовки плавсостава, повышение квалификации и развитие профессиональных качеств преподавателей.
«Очень эффективным средством, способным резко повысить качество подготовки, можно назвать учебно-производственные суда, способные обеспечить не только необходимую практику, но и полноценный учебный процесс на борту судна. На них перевозится груз, решаются все обычные для судна задачи, а курсанты могут присутствовать при этом, получая необходимый первый опыт под контролем опытных педагогов», — считает Александр Горобцов.
В профессиональном сообществе считают целесообразным строительство, по меньшей мере, трех больших учебно-транспортных судов — по одному на каждый бассейн.
«Если с практикой старшекурсников практически не возникает проблем — есть возможность в компании и на судне присмотреться к почти готовому специалисту, то устроить на практику курсантов младших курсов зачастую бывает проблематично. Для получения профессионального диплома за 5 лет обучения необходимо получить 12 месяцев стажа работы на судах. С каждым годом становится все больше выпускников, которые к моменту выпуска не получают необходимого стажа работы. В результате после окончания вуза они вынуждены некоторое время работать на рядовых должностях, что может привести к утрате части знаний и навыков к моменту получения профессионального диплома», — отметил профессор кафедры маневрирования и управления судном ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова Сергей Кургузов. По его мнению, возможным путем решения проблемы стало бы увеличение срока обучения с 5 до 5, 5 лет (как это было в СССР), для чего необходимо согласие Минобрнауки и разрешение Правительства РФ.
Кроме того, предлагается рассмотреть возможность замены части практики на судах специализированной тренажерной подготовкой. «На мой взгляд, требование обязательного большого стажа работы на судах для соискателей профессиональных дипломов традиционно идет из дотренажерной эры, и оно устарело. Современные тренажеры зачастую позволяют получить профессиональные навыки быстрее и качественнее, чем практика на судах. Однако для этого необходимо на международном уровне получить согласие на изменение требований к стажу работы на судах в Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 года (ПДНВ)», — уточнил профессор Сергей Кургузов.
Также предлагается расширить применение смешанного обучения (blended learning) с переводом части учебного процесса на дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Для этого требуется разработка механизмов признания такого обучения и его результатов как со стороны Минтранса России, так и со стороны Минобрнауки.
В свою очередь, особое значение профориентационной работы отметил проректор по учебной работе Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ) Виталий Глушец: «Необходимо работать с будущими работодателями на всех этапах подготовки специалистов, начиная с профориентационной работы и ориентации молодежи в отрасль. Контакт обучающегося с будущим работодателем обеспечен при проведении практики. Для привлечения детей в отрасль водного транспорта было бы хорошо проводить экскурсии школьников на отраслевые предприятия».
Кроме этого, важно повысить эффективность контакта студентов и курсантов с будущими работодателями. Решать вопрос о трудоустройстве будущих специалистов на последнем курсе малоэффективно. Студент должен «прочувствовать» профессию еще на первой практике, а его заинтересованность конкретным судовладельцем, судном или конкретным членом экипажа (будь то знакомый по учебе со старших курсов или профориентатор, повлиявший на выбор будущей профессии) позволит брать пример с лучших и равняться на лучших. Таким образом, он не только приобретет навыки практической работы в составе команды судна, но и будет стремиться работать в конкретной компании. Нельзя не отметить, что одним из продуктивных будет в данном направлении целевое обучение или целевая контрактная подготовка.
Так же, как и предыдущие спикеры, отмечая важность практической подготовки на борту судна, Виталий Глушец пояснил, что «самим компаниям стоит проявлять инициативу и принимать активное участие в обучении студентов, выдвигая требования к будущим специалистам». Это позволит образовательным учреждениям корректировать учебные планы и готовить специалистов, способных сразу после окончания обучения приступить к работе.
Оставить в России
В последнее время все большее количество выпускников отраслевых вузов при трудоустройстве ориентируются на зарубежные компании, объясняя это уровнем зарплат, который на порядок выше, чем в российских компаниях, продолжил Виталий Глушец. В связи с этим российские компании испытывают так называемое кадровое голодание. Поэтому вопрос о том, как выпускника вуза оставить работать в российских компаниях, стоит остро, особенно для плавсостава.
«Будучи студентом, молодые люди в большинстве случаев сталкиваются с финансовыми трудностями. И здесь компании, заинтересованные в будущих специалистах, например, во время практики могут предложить выплату стипендии с последующим трудоустройством в свою компанию, где выпускник должен будет отработать заранее оговоренное количество времени. Когда молодой специалист вольется в процесс и тесно познакомится с отраслью (вернее даже сказать, с конкретным предприятием), скорее всего он продолжит свою профессиональную деятельность именно там», — пояснил проректор СГУВТ.
«Инструментов для взаимодействия и привлечения выпускников может быть множество, — уверен Анастас Боран-Кешишьян. Например, формирование на морских специальностях «целевых групп» на основе двусторонних или многосторонних соглашений о сотрудничестве. Можно заключать с курсантами вузов индивидуальные соглашения (при этом компания финансирует и контролирует учебу, обеспечивает местами практик, а курсант обязуется отработать в компании не менее 3–5 лет). Дополнительным инструментом может стать внедрение на судах российских компаний соответствующих информационных технологий, гарантирующих членам экипажа постоянный доступ к услугам Интернета и электронной почты на всех этапах рейса.
«В крайнем случае можно вернуться и к советской системе распределения выпускников, прошедших обучение за счет федерального бюджета, в национальные судоходные компании», — считает Анастас Боран-Кешишьян.
Важно информировать вузы о потребностях российских компаний. Было бы полезным, отмечают представители образовательных учреждений, создать информационную систему, куда стекаются сведения о потребности российских судоходных компаний в курсантах морских образовательных организаций. При условии открытости и прозрачности системы повысится и вероятность трудоустройства курсантов в качестве практикантов, а затем и офицеров в национальные компании.
Еще одним заманчивым предложением для привлечения в российские компании была бы возможность прохождения альтернативной военной службы (когда молодой специалист, имеющий образование по плавательным специальностям, мог бы получить военный билет). Те, кто учился работать на флоте, принесут больше пользы государству, работая по специальности.
В свою очередь, Александр Горобцов считает, что выпускники морских вузов готовы работать в крупных российских компаниях и сами стремятся к этому: «Российская компания «Совкомфлот» является самой престижной и желаемой компанией для большинства наших выпускников. Если разобраться, в чем же причина, то ответ лежит на поверхности: современные суда, динамично развивающаяся компания, в которой много занимаются профессиональным совершенствованием молодых специалистов, достойная зарплата и условия труда и жизни на борту судна — все это приводит к успеху. Любая российская компания, готовая примерно в такой же степени, как ПАО «Совкомфлот», заботиться о своих сотрудниках в целом и молодых специалистах в частности, не будет испытывать нехватки мотивированных, хорошо подготовленных молодых людей».
Специалисты для портов
Кроме специалистов для плавсостава российские отраслевые вузы активно готовят кадры для стивидорных компаний.
В настоящее время на первичные должности в стивидорные компании готовятся выпускники института Международного транспортного менеджмента ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, прошедшие обучение по направлению бакалаврской подготовки «Технология транспортных процессов» по профилю «Организация перевозок и управление на водном транспорте.
Необходимо отметить, что спектр будущей деятельности выпускников института достаточно велик, то есть стивидорные компании — лишь одно из возможных направлений реализации выпускников.
Непосредственно «портовую» составляющую подготовки будущих бакалавров обеспечивает кафедра портов и грузовых терминалов, где изучаются такие дисциплины, как грузоведение, транспортная инфраструктура, портовое перегрузочное оборудование, технология и организация перегрузочных процессов, управление работой порта.
В процессе обучения студенты проходят портовую производственную практику. Кроме практики производятся учебные выезды в порты города и области — различной специализации, в том числе в так называемые сухие порты.
ГМУ имени адмирала Ф. Ф. Ушакова также реализует широкий спектр программ высшего и дополнительного профессионального образования для стивидорных предприятий.
Совместно с другими вузами Федерального агентства морского и речного транспорта, а также стивидорными компаниями «Ушаковка» разработала профессиональный стандарт «Стивидор». В нем четко сформулирована функциональная карта профессиональной деятельности современного стивидора, его трудовые функции, требования к уровню образования, знаниям и умениям. В вузе надеются на скорое утверждение Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации этого профессионального стандарта.
Для работодателей профессиональный стандарт будет являться основой для конкретных требований при выполнении трудовой функции работника с учетом специфики деятельности стивидорных предприятий.
Очевидно, что темпы подготовки плавсостава и береговых специалистов снижать нельзя, учитывая, что определяющими факторами при выборе молодыми людьми профессии в настоящее время все-таки являются зарплата, условия работы и соцпакет. Без поддержки государства и компаний, заинтересованных в достойных кадрах, вузам не обойтись.