logo
Главная Актуально «Конкуренция в лоцманской среде недопустима»

«Конкуренция в лоцманской среде недопустима»

Автор: Надежда Малышева

Вопросы обеспечения безопасности судоходства и мореплавания затронул в своем выступлении директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации Константин Пальников, выступая на проходящем в Роттердаме российско-голландском логистическом форуме.

- Хочу проинформировать общественность о позиции Министерства транспорта, которая не просто коренным образом меняет, но напрямую обеспечивает безопасность судоходства и мореплавания. Речь пойдет о лоцманских проводках и об организации лоцманского дела в морских портах Российской Федерации.

В последние годы Минтрансом была проделана большая работа по определению границ порта и установлению районов обязательной лоцманской проводки.  То есть, были определены те районы в портах, где судоходство невозможно без сопровождения квалифицированного лоцмана. Вы все знаете, это обычная практика для стран, имеющих морские порты.

Одновременно с этим осталась неурегулированность форм существования лоцманских организаций, их правового и юридического статуса. В частности, в настоящий момент наше законодательство позволяет осуществлять данный вид деятельности как государственным организациям, так и организациям, имеющим иную форму, например, частным.

Таким образом, волей или неволей, был заложен базис своего рода конкуренции. Поскольку лоцманские услуги осуществляются на возмездной основе, то данная деятельность генерирует достаточно существенную прибыль. В то же время, из 60 морских портов, где данная деятельность обязательна, в 9 действуют лоцманские негосударственные организации. Думаю, не трудно догадаться, что именно в этих 9 портах лоцманская деятельность прибыльна.

Во всех остальных портах лоцманские проводки осуществляет государство через ФГУП «Росморпорт». Сложилась ситуация, когда государство несет бремя финансирования обеспечения безопасности судоходства, просто за счет инвестиций из федерального бюджета, не пользуясь теми возможностями, которые предоставляет лоцманская деятельность.

Проанализировав саму суть лоцманской деятельности, Министерство транспорта пришло к выводу, что ее нельзя рассматривать как коммерцию в чистом виде, нацеленную на извлечение прибыли. В нашем понимании, лоцманская деятельность – это публичная услуга, направленная на обеспечение безопасности в портах. Ближайшим и самым прямым ее аналогом является диспетчерская деятельность по обеспечению безопасности авиационных полетов.

Стараясь определиться в дальнейших шагах по урегулированию подобной ситуации, мы, естественно, обратились к международному опыту. В частности, рассматривалась позиция по данному вопросу Международной ассоциации морских лоцманов. И мы обнаружили, что ассоциация, являясь авторитетнейшей и старейшей лоцманской ассоциацией, последовательно придерживается такого же принципа. А именно, Международная ассоциация лоцманов считает, что конкуренция в лоцманской среде недопустима, поскольку вопросы извлечения прибыли впрямую вступают в конфликт с вопросами обеспечения безопасности и предоставления услуг во всех портах, основанных на одних стандартах, вне зависимости от их коммерческой привлекательности.

В поддержку этой позиции Международная организация лоцманов приняла несколько резолюций, в которых, в частности, настоятельно рекомендовала всем морским организациям придерживаться или воссоздавать систему лоцманской проводки в области, регулируемой государством, и признать, что конкуренция в лоцманской среде недопустима.

Именно таким образом организована лоцманская деятельность в США, в том государстве, которое является образцом по свободе предпринимательства и поддержанию конкуренции и рыночной среды.

Проанализировав те факты, о которых я упомянул, Министерство транспорта пришло к выводу, что существующая система многообразных форм лоцманских организаций не гарантирует качественного и полного предоставления лоцманских услуг во всех, и, в первую очередь, нерентабельных морских портах России. Ситуация требует реформирования.

Практически всеми заинтересованными министерствами одобрен проект федерального закона, который вводит поправки в Кодекс торгового мореплавания (КТМ). Основной целью этих поправок является закрепление функций лоцманского обеспечения торгового мореплавания в Российской Федерации за государством через создание соответствующей лоцманской организации в форме федерального бюджетного учреждения (ФБУ) и наделения этого учреждения исключительными правами и обязанностями на предоставление лоцманских услуг во всех морских портах Российской Федерации. Мы считаем, что такая схема позволит создать действенный механизм гарантированного предоставления услуг по лоцманскому обеспечению во всех портах, где это является обязательным, обеспечив высокий уровень безопасности и безаварийности мореплавания, создаст механизм для финансирования развития как материально-технической базы, так и постоянного повышения квалификации лоцманов, и исключит случаи недобросовестной конкуренции лоцманов.

Естественно, данное преобразование впрямую затрагивает права на труд относительно небольшой, но значительной группы высокопрофессиональных специалистов. Поскольку мы не планируем заменять одних лоцманов другими (мы меняем лишь форму деятельности, форму предоставления такой услуги), то естественно, что все квалифицированные лоцманы получат рабочие места и будут справедливо трудоустроены во вновь создаваемом ФБУ «Государственная лоцманская служба».

Законопроект, который вводит подобные изменения, был также одобрен Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. В своем заключении институт полностью поддержал законопроект.

В данный момент документ находится на окончательном рассмотрении в Министерстве юстиции, после чего будет направлен в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с работой над законопроектом мы разрабатываем проект распоряжения правительства РФ о создании ФБУ «Государственная лоцманская служба», которое будет создаваться на базе государственных лоцманских служб ФГУП «Росморпорт» путем выделения из его состава людских ресурсов, имущества и присоединения к данной организации лоцманских служб из других действующих в России организаций.

Подводя итог, хочу еще раз ясно и однозначно озвучить позицию Министерства транспорта. Только создание единой государственной системы лоцманского обеспечения будет способствовать обеспечению безопасности в морских портах Российской Федерации, позволит решить существующую проблему и обеспечить высокий уровень и качество предоставления лоцманских услуг для судовладельцев во всех портах нашей страны.