logo
Главная Актуально Пираты XXI века

Пираты XXI века

Автор: Маргарита Бабкова

Современное состояние дел в сфере обеспечения безопасности морских перевозок продиктовано двумя основными факторами: значительным снижением количества нападений на суда в период 2013-2015 гг. и принятием решения об уменьшении зоны повышенного риска. При этом эксперты отмечают, что одним из важнейших факторов обеспечения морской безопасности является наличие на борту судна вооруженной охраны. 

Отметим, что пиратство за последнее десятилетие в основном проявлялось в районе Сомали («сомалийское пиратство»), в районе Гвинейского залива («нигерийское пиратство») и в некоторых районах Юго-Восточной Азии («азиатское пиратство»). Единичные случаи пиратства отмечались в других регионах мира (прочие районы Африки, Южная Америка).

«Еще два-три года назад пиратский захват представлял собой показательной спектакль с участием трех-четырех человек, которые летели к судну и с расстояния 800-900 м начинали стрельбу из ручных гранатометов, пулеметов, ржавых автоматов Калашникова. В последнее время все кардинально изменилось», - рассказал генеральный директор компании VegacyStrategicServicesLtd (оказывающей услуги по безопасности для коммерческих судов) Анатолий Смолин в ходе форума «Безопасность на транспорте» (Санкт-Петербург, апрель 2016 года). 

По его словам, в настоящее время «громких» захватов не происходит. Пираты используют предварительную разведку, осуществляют оперативный сбор информации о судне, характере груза, присутствии вооруженной охраны на борту. Также применяются целевые провокационные акции, чтобы вскрыть систему охраны судна с помощью передового навигационного оборудования, устройств подавления радиосигналов, спутниковых систем связи, специальных морских магнитных мин и прочих приборов. 

«Пиратство, скорее всего, останется одним из аспектов угроз для торговых судов, однако, с большой степенью вероятности к ним добавятся также риски нападения на суда и риск захвата судов (заложников) различными экстремистскими и террористическими группировками по политическим мотивам», - в свою очередь отметил заместитель генерального директора компании «СКФ Арктика» Александр Агеев. 

В качестве примера он привел ситуацию в районе Гвинейского залива, связанную с проявлениями активности нигерийских пиратов. Так, согласно докладу Международного морского бюро в январе 2016 года пираты обстреляли судно SilverSky, принадлежащее дубайской SallaumLines, в результате нападения один член экипажа был застрелен. После неудачной высадки пираты прекратили погоню. Также в феврале 2016 года группа вооруженных нигерийских сепаратистов напала на вспомогательное судно Bourbon Liberty 251 (компания-судовладелец Bourbon Company, Франция), угрожая взорвать судно при невыполнении требования политического характера: освобождение властями их главаря. Десяти членам экипажа удалось спастись, однако пираты захватили заложников: гражданина Нигерии и гражданина России (жителя Мурманской области). 

Нападения сократились

Между тем, количество нападений на морские суда в акваториях Красного моря, Аденского залива и Индийского океана в период с 2013 по 2015 гг. значительно снизилось в результате ряда действенных мер, предпринятых как международным сообществом, так и властями стран региона и частными компаниями. На протяжении прошедших 3-4 лет в зоне повышенного риска постоянно находятся военно-морские суда ряда стран, которые под эгидой военно-политических блоков, ООН и других международных организаций осуществляют патрулирование наиболее важных зон «пиратоопасного» региона. Также значительную роль в снижении напряженности в регионе сыграло наличие вооруженной охраны на большинстве коммерческих судов.  

Представитель «Совкомфлота» напомнил, что снижение количества нападений и захватов судов создало основания для пересмотра границ зоны повышенного риска международными организациями. Так, в октябре 2015 года BIMCO (Балтийский и Международный морской совет) официально заявило о том, что границы зоны повышенного риска сдвинутся на север в Индийском океане до 5-го градуса южной широты, отодвинутся от берегов Индии на запад до 65-го градуса восточной долготы, сдвинутся на юг до 15-го градуса северной широты в Красном море, и, соответственно, до 22-го градуса северной широты в Оманском заливе. 

Таким образом, с 1 декабря 2015 года зона повышенного риска уменьшилась по площади почти на 30%. При этом ряд международных организаций, представляющих отрасли судоходства и нефтедобычи и участвовавших в принятии решения об уменьшении зоны повышенного риска, предупредили международное бизнес-сообщество о том, что угроза нападений на суда сохраняется на прежнем уровне.  В связи с этим значение вооруженной охраны на борту судна трудно переоценить.

Охрана – залог безопасности

Напомним, BIMCO в 2015 году издала документ, определяющий основополагающие критерии отбора поставщиков охранных услуг для морских коммерческих судов в части определения критериев юридической чистоты и качества деятельности частных морских компаний по обеспечению безопасности, предоставляющих для судов вооруженный персонал.  

Учитывая рекомендации BIMCO, очевидно, что к выбору частной охранной компании необходимо подходить предельно тщательно. Так, частное охранное предприятие (ЧОП) должно в числе прочих документов предоставить действующую государственную лицензию, позволяющую осуществлять деятельность по обеспечению безопасности морских судов, в том числе с  возможностью использовать огнестрельное оружие. При этом каждый сотрудник ЧОП должен иметь действующую государственную лицензию на осуществление охранной деятельности в качестве частного охранника, действующую государственную лицензию на использование огнестрельного оружия, а также документальные доказательства систематических тренировок в части огневой подготовки и тактико-специальной подготовки. Анализ представленных документов,  данных по вооружению и снаряжению групп охраны, а также анализ характеристик и послужного списка охранников помогут сделать правильный выбор, который в итоге и будет являться залогом обеспечения безопасности людей, судов и грузов.