На Коллегии Минтранса подведены итоги 2015 года
Автор: Маргарита Бабкова
В настоящее время сеть внутренних водных путей (ВВП) Российской Федерации составляет 101,7 тыс. км, на которых расположены 723 судоходных гидротехнических сооружения (СГТС), находящихся в федеральной собственности. Общая протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов составляет 49 тыс. км. Состав флота речных судоходных компаний позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. В то же время внутренний водный транспорт (ВВТ) в России занимает незначительную долю от общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта.
Учитывая стратегическое значение функционирования ВВТ, вопросы развития этого вида транспорта обсуждались на заседании Коллегии Минтранса России 12 апреля 2016 года.
В ходе заседания министр транспорта России Максим Соколов, подводя итоги 2015 года, отметил, что реализация мероприятий по содержанию ВВП и СГТС позволило в 2015 году увеличить протяженность путей с гарантированными габаритами судового хода более чем на 180 км в сравнении с 2014 годом.
Увеличение произошло за счет перевода в категорию с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой трех трасс озера Байкал, по которым осуществляется судоходство в особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». В результате доля эксплуатируемых ВВП с освещаемой и отражательной обстановкой достигла 36,7%. При этом доля СГТС, подлежащих декларированию безопасности, имеющих опасный и неудовлетворительный уровень безопасности, составила 18%.
Среди крупных проектов, введенных в эксплуатацию, министр отметил реконструкцию сооружений Беломоро-Балтийского канала, Камского бассейна и Волховского шлюза.
Необходим баланс
Между тем, объем перевозок грузов на ВВТ в 2015 году сократился на 0,8% в сравнении с показателем 2014 года и составил 118,12 млн тонн. Снижение произошло в основном за счет сокращения спроса на перевозку строительных грузов.
«Обращаю внимание на критический уровень падения перевозок данным видом транспорта в 2015 году. Понятно, что оно во многом было вызвано и объективными факторами, маловодностью рек в том числе, но состояние самого флота и сравнительная конкурентоспособность по отношению к другим видам транспорта сегодня, действительно, находится под большим вопросом», - сказал в свою очередь заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович.
Он напомнил, что правительство в феврале 2016 года приняло Стратегию развития ВВТ до 2030 года, «реализацию которой необходимо начать без промедления».
«Конкуренция жесткая: конечно, все хотят переманить грузы к себе. Правительство и Минтранс должны находить разумный баланс интересов между разными видами транспорта и в любом случае, как и предусмотрено упомянутой стратегией, расшить «узкие места», увеличить пропускную способность основных ВВП, найти финансовые механизмы для стимулирования и обновления флота. Это, в том числе, поддержит нашу отечественную промышленность, наше судостроение», - подчеркнул заместитель председателя правительства.
Ранее заместитель министра транспорта - руководитель Росморречфлота Виктор Олерский заявлял, что Министерство транспорта России считает своей задачей привести транспортную отрасль России к должному балансу между различными видами транспорта, конкурирующими между собой. По его словам, в идеале, автомобильным транспортом должны обслуживаться перевозки на короткие расстояния, железнодорожным – на средние и дальние, водным – на дальние (для массовых и крупногабаритных партий грузов, где есть такая возможность).
По мнению руководителя Росморречфлота, на сегодняшний день задача сбалансированного развития видов транспорта «самая главная», однако решить ее крайне трудно, поскольку каждый вид транспорта стремится к улучшению собственных показателей. Госплана сегодня нет, поэтому данную задачу приходится решать посредством различных экономических стимулов. «С точки зрения инвестиций федерального бюджета на тонно-километр, речка – самая эффективная», - уверен Виктор Олерский.
Неотложные меры
Среди основных направлений деятельности Минтранса России на 2016 год и на период 2017-2018 годах намечены неотложные мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации на ВВП.
Так, планируется ликвидация ограничений судоходства на ВВП в связи с маловодностью и обеспечение безопасной эксплуатации СГТС в рамках перехода на полное нормативное финансирование содержания ВВП и СГТС. Объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в первом полугодии 2016 года.
Реализация этой меры позволит поддержать устойчивую безопасную эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений в количестве 96 ед.; обеспечить гарантированные габариты судовых ходов в сложных природно-климатических условиях с восстановлением потерь провозной способности транспортного флота в 2016 году на 31,7 млн тонн; стабилизировать финансовое состояние судоходных компаний; сдержать рост стоимости перевозок ВВТ.
Необходимо отметить, что стабильность функционирования и реализация конкурентных преимуществ ВВТ зависит, прежде всего, от состояния водных путей и гидросооружений. В связи с этим планируются мероприятия по реконструкции, ремонту и содержанию ВВП, гидротехнических сооружений и связанных с ними инфраструктурных объектов.
«Работа по максимальному использованию такого естественного потенциала России, как ВВП, в 2015 году была существенно активизирована. В результате этого была принята стратегия развития ВВТ, и мы сейчас активно участвуем в подготовке к рассмотрению в 2016 году вопроса о развитии ВВП на заседании Государственного совета», - подытожил Максим Соколов.
Справка:
В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» будет продолжена реализация мероприятий:
- Комплексная реконструкция объектов Беломорско-Онежского, Северо-Двинского, Волго-Балтийского, Волго-Донского, Азово-Донского, Енисейского бассейнов;
- Устранение транспортных ограничений и повышение качественных характеристик ВВП, в первую очередь ликвидация узких мест на Единой глубоководной системе европейской части России;
- Развитие портовой инфраструктуры на ВВП международного значения, строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на р. Волге,
- Проектирование Багаевского гидроузла, строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла на Волго-Балтийском водном пути;
- Разработка и реализация комплексного проекта по реконструкции объектов инфраструктуры канала имени Москвы.
В планируемом периоде будут завершены следующие мероприятия:
- Подготовка проектной документации на строительство Нижегородского низконапорного гидроузла 1 и 2 этап;
- Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции Азово-Донского бассейна;
- Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот);
- Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала, 3 этап.
Предполагается также осуществить мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений за счет улучшения их технического состояния, обновлению обслуживающего флота, реконструкции и развитию сетей технологической связи на внутренних водных путях.
Протяженность ВВП, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, планируется в 2018 году на уровне 4,9 тыс. км, доля СГТС, подлежащих декларированию безопасности, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится в 2018 году до 12%.
Основные цели Стратегии развития ВВТ до 2030 года, принятой правительством России в феврале 2016 года:
- создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт для обеспечения сбалансированного развития транспортной системы;
- обеспечение роста конкурентоспособности ВВТ по отношению к другим видам транспорта;
- повышение доступности и качества услуг ВВТ для грузоотправителей;
- обеспечение функции ВВТ по перевозке пассажиров;
- повышение уровня безопасности, экологичности ВВТ.
Стратегией предусмотрен комплекс мер, направленных на качественное изменение состояния ВВТ, на создание основ для эффективного развития отрасли и обеспечение потенциала для реальной конкуренции с наземными видами транспорта.
Стратегию планируется реализовать в два этапа: I этап – до 2020 года, II этап – 2021–2030 годы.
Реализация Стратегии будут способствовать решению системных проблем ВВТ, в том числе:
- преодолению тенденции снижения роли ВВТ в транспортной системе страны;
- повышению производственного потенциала, в том числе улучшению качественных параметров ВВП, технического состояния СГТС;
- повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий отрасли;
- повышению уровня доступности и качества транспортных услуг для снабжения регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- увеличению объемов перевозок пассажиров ВВТ, в том числе на социально значимых маршрутах;
- развитию перевозок внешнеторговых грузов и транзита по ВВП.