Первоочередная задача – ликвидация лимитирующих участков внутренних водных путей
Автор: Пресс-служба Министерства транспорта Российской Федерации
Первое заседание рабочей группы Госсовета РФ по вопросу развития внутренних водных путей в Российской Федерации прошло 30 марта под председательством помощника Президента РФ Игоря Левитина
В заседании приняли участие министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, руководитель рабочей группы, губернатор Астраханской области Александр Жилкин, губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также всероссийских общественных организаций и экспертного сообщества.
В своем выступлении Игорь Левитин отметил, что на сегодняшний день внутренний водный транспорт (ВВТ) в России обслуживает 61 регион, где создаётся порядка 90% внутреннего валового продукта. Однако ограниченная пропускная способность водной системы приводит к необходимости доставки грузов из Европы через Гибралтарский пролив, что увеличивает путь и стоимость доставки. Первоочередная задача на сегодняшний день – ликвидация лимитирующих участков внутренних водных путей (ВВП). Для решения этой проблемы министерствам и другим ведомствам, руководителям регионов необходимо проводить совместную работу. Помощник Президента напомнил, что в состав рабочей группы, согласно регламенту, вошли представители Государственной Думы РФ, министерств и региональных органов власти.
Максим Соколов сообщил, что стратегическая значимость и приоритетный характер развития транспорта определены рядом ключевых федеральных документов. В современных условиях успешная работа транспорта является залогом устойчивой работы всей экономики, драйвером регионального развития. Водный транспорт имеет ряд преимуществ: он является низкозатратным, высокоэффективным, экологичным. Эффективность функционирования ВВТ определяется степенью защиты водной среды, экологии, уровнем безопасности.
На сегодняшний день основными задачами внутреннего водного транспорта являются обеспечение низкозатратных перевозок крупногабаритных грузов на большие расстояния, транспортировка пассажиров в труднодоступные регионы – на север нашей страны и на Дальний Восток. В то же время современное состояние ВВТ можно охарактеризовать как проблемное – это единственная транспортная отрасль, которая не вышла на исторические показатели после пика советской экономики. Развивались другие виды транспорта, активно велось дорожное строительство, а значение внутренних водных путей было утеряно. Самая главная проблема в последние годы – маловодность, и согласно прогнозным данным остается риск сохранения такого состояния рек до 2025-2030 годов. В связи с этим на первый план выходит вопрос рационального пользования водными ресурсами для развития различных отраслей сельского хозяйства. Таким образом, рассмотрение обозначенных тем в рамках рабочей группы позволит найти согласованное и взвешенное решение.
Александр Жилкин согласился, что развитие ВВТ имеет большое значение для развития экономики, поэтому находится на особом контроле и у Президента РФ. Однако, по его мнению, не только Минтранс, но и другие ведомства – Минприроды, Минсельхоз, Минэнерго – должны активно работать над разрешением сложившейся ситуации. Председатель рабочей группы высказал предложение о формировании профильных подгрупп для подготовки доклада к госсовету. Он также обозначил организационные вопросы, касающиеся дальнейшей работы, и сообщил, что ближайшее заседание будет проведено в конце апреля.
Виктор Олерский доложил о структуре подготавливаемого к госсовету доклада. Он согласился с другими участниками рабочей группы, что роль ВВТ в общетранспортной системе уменьшается. Вместе с тем ВВТ использует водные ресурсы наряду с другими отраслями, поэтому, по мнению замминистра, необходимо пересмотреть механизмы распределения водных ресурсов, определив приоритетные направления. Важнейшим аспектом доклада на госсовете должна стать оценка роли ВВТ в системе транспорта, требуется определить исчисляемые показатели со времен СССР по настоящее время. Кроме того, нужно изучить и по возможности применить зарубежный опыт решения проблем внутреннего водного транспорта.
В разделе доклада о стратегическом развитии отрасли будут перечислены предложения по анализу действующих и разрабатываемых документов ВВТ и других смежных отраслей, оценке ожидаемых результатов и эффектов с целью их систематизации и синхронизации. В окончании доклада будут собраны инициативы по созданию и функционированию профильных рабочих групп.