logo
Главная Актуально «Бриллиантовая рука» Каспия

«Бриллиантовая рука» Каспия

Автор: Маргарита Бабкова

Каспийское море омывает берега пяти государств (Россия, Казахстан, Туркмения, Иран и Азербайджан) и является самым большим закрытым водоемом на Земле, расположенным на стыке Европы и Азии. Страны Каспийского бассейна богаты культурно-историческим наследием, ведь именно здесь когда-то пролегал Великий Шелковый путь. При этом наличие песчаных пляжей, минеральных вод и лечебных грязей, а также рыболовных баз и охотничьих комплексов в непосредственной близости от моря являются благоприятными факторами для развития туризма в регионе.

Отметим, что в настоящее время уже разработаны три варианта круизных маршрутов по Каспию: круиз «Каспий море дружбы» (Астрахань - Баку - Ноушехр (Иран) Актау - Астрахань продолжительностью 9 дней); круиз «Страна великих правителей» (Астрахань-Актау-Астрахань, 6 дней) и круиз по странам СНГ (Астрахань - Актау - Баку – Махачкала - Астрахань, 9 дней).

Учитывая важность реализации таких маршрутов, вопросы развития регулярного морского судоходства между странами Каспийского бассейна рассматривались в ходе заседания президиума Морской коллегии при правительстве Российской Федерации (Астрахань, 18 марта 2016 года).

В ходе мероприятия заместитель руководителя правительства России - председатель Морской коллегии Дмитрий Рогозин даже предложил новый туристический маршрут из Астрахани в Баку,  то ли в шутку, то ли всерьез назвав его «Бриллиантовая рука». За основу оригинального туристического маршрута может быть взята часть путешествия, который совершили герои одноименной комедии Леонида Гайдая на теплоходе «Михаил Светлов».

«В этом есть какая-то изюминка,  отличный получился бы маршрут», - сказал Рогозин.

Недостаточная инфраструктура

Однако реализации этих планов препятствует низкий уровень развития соответствующей туристической и транспортной инфраструктур региона, отметил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Роман Скорый.

Так, основными морскими портами Российской Федерации в Каспийском бассейне являются Астрахань, Махачкала, Оля. При этом только морской порт Астрахань способен принимать круизные суда. Махачкала и Оля являются грузовыми портами и не имеют необходимых условий для приема и обслуживания пассажиров.

Кроме того, желанию туристов поехать в круиз не способствуют предубеждения относительно безопасности пребывания на территориях Дагестана и Ирана, а также общая экологическая обстановка, связанная со случаями нефтеразливов в акватории Каспийского моря, добавил Скорый.

Тем не менее, при проведении работ по развитию туристской инфраструктуры, обеспечении повышенного уровня безопасности туристов данные негативные характеристики могут быть нивелированы.

Отсутствие флота

Пожалуй, самым серьезным сдерживающим фактором роста индустрии круизного туризма является отсутствие парка круизных судов. В настоящее время в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах отсутствуют не только морские круизные суда, но и крупные судоходные компании (операторы), занимающиеся пассажирским круизным бизнесом, которые могли бы стать организаторами и заказчиками строительства новых судов.

Отметим, что большой срок окупаемости нового круизного теплохода (25 – 30 лет) не способствует заинтересованности круизных компаний в строительстве флота.

«Российская Федерация постепенно и довольно быстро теряет круизный речной флот. Средний возраст судов составляет 42 года, при этом половине из 90 существующих судов уже за 50-60 лет. В ближайшее десятилетие этот флот, скорее всего, будет списан, и у нас останется всего порядка 40 судов», - рассказал генеральный директор «Московского речного пароходства» (МРП) Константин Анисимов.

Между тем, рынок речного отдыха имеет очень богатые традиции в Российской Федерации и развивался все послевоенное время. Так, на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде в 1957-1958 годах были построены два дизель-электрохода - «Ленин» и «Советский Союз», которые много лет успешно обеспечивали перевозку туристов.

Для решения задачи обновления российского пассажирского флота МРП предложило связать морские и речные маршруты. Так, пароходство располагает проектом строительства современного круизного судна «река-море» плавания (разработан Морским Инженерным Бюро, «МИБ СПб»).

«Судно максимальной длиной 140 м представляет собой современный дизель-электроход, где три четверти кают имеют индивидуальные балконы, площадь кают – 19 куб. м, что соответствует всем стандартам современной круизной и гостиничной индустрии. Кроме того, имеются все виды необходимого отдыха (рестораны, спа-центры, тренажеры, бары и т.д.)», - рассказал Анисимов. По его словам, в разработке судна принимали участие все ведущие российские круизные компании, поэтому оно полностью отвечает их потребностям.

Судно предназначено как для работы на внутренних линиях между Москвой и Санкт-Петербургом, так  и для выходов в морские районы – в первую очередь Каспийского региона, районы Черного моря, связывая города Центральной части России (Москву и Санкт-Петербург) с городами Крыма и Севастополем.

По словам главы МРП, строительство судна данного проекта могут обеспечить отечественные верфи. В частности, «Судостроительный завод «Лотос» (Астраханская область) располагает необходимыми техническими возможностями. При этом большим плюсом завода является то, что он находится в особой экономической зоне. Другим перспективным заводом, по мнению Анисимова,  является «Красное Сормово» (Нижний Новгород). В настоящее время заводом совместно с ОСК уже осуществляется расчет возможной стоимости этого теплохода для дальнейшей постройки, пояснил руководитель МРП.

Меры поддержки

Между тем, о целесообразности восстановления внутренних (каботажных) пассажирских туристических рейсов, также захватывающих Абхазию, говорилось в ходе выездного заседания Комитета Совфеда России по социальной политике в Сочи 24 марта 2016 года.

Так, генеральный директор АО «Морпорт Сочи» Владимир Деркунов, подчеркнув, что вопрос о национальном перевозчике остается открытым, считает необходимым проработать вопрос включения ранее хорошо себя зарекомендовавших механизмов государственно-частного партнерства, и в виде публичной оферты предложить условия, которые будут привлекательными для тех отечественных судоходных компаний, которые потенциально способны заняться организацией морского каботажного туризма вдоль российского побережья Черного моря и Республики Абхазия.

В частности, он предложил такие меры поддержки, как льготное налогообложение, государственное участие в финансировании разработки проектов новых морских пассажирских судов, развитие долгосрочных лизинговых программ, выдачу госгарантий под строительство морских пассажирских судов в Российской Федерации и другие.

Также в целях развития въездного туризма необходимо предусмотреть возможность применения понижающих коэффициентов к ставкам портовых сборов для линейных пассажирских судов, а также для пассажирских судов, не попадающих в категорию линейных, но работающих на постоянной основе. Для пассажиров, прибывших на судах под иностранными флагами, необходимо максимально облегчить и упростить пограничные и таможенные процедуры, а также процедуры работы комиссий на борту судна, полагает эксперт. 

Заинтересованы все

Необходимо отметить, что соседние страны Прикаспия также озабочены развитием круизного судоходства. Так, в 2014-2015 годах Туркмения построила два грузо-пассажирских парома класса Ro-Рах. В ноябре 2015 года туркменская сторона сообщила, что в ближайшее время будет составлено расписание регулярных рейсов двух паромов с заходом в порт Оля. Также для возобновления регулярного паромного сообщения с портом Баку в Астрахани открылся офис «Каспийского морского пароходства» (учредителем которого является «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство»).

Подытоживая, отметим, что количество круизных туристов в мире стабильно растет. По прогнозам ряда иностранных компаний, к 2017 году в мире их будет насчитываться около 24 млн человек. Таким образом, необходимость развития круизного туризма в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах очевидна.