logo
Главная Актуально «Везите груз по воде столько, сколько возможно»

«Везите груз по воде столько, сколько возможно»

Автор: Маргарита Малышева

Перевозки крупнотоннажных и негабаритных грузов в сфере транспортно-логистического бизнеса  являются своеобразным барометром «экономической погоды». Если это сектор остается стабильным  даже в условиях общего спада отрасли, значит,  экономика продолжает борьбу за выживание,  строит, перестраивает и модернизирует основные энергетические, добывающие и  перерабатывающие производства.

Как отмечают эксперты, посткризисное восстановление российской экономики привело к оживлению на рынке негабаритных перевозок. Российский рынок  КТГ (крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов) оценивается  до   $1 млрд в год и эта цифра остается довольно устойчивой. Хотя время от времени внутри отрасли и происходит  перераспределение  денежных потоков  в зависимости от вида перевозки, в целом  бизнес транспортных компаний, специализирующихся на этом самом высокотехнологичном виде  перевозок, выглядит достаточно устойчиво.  

Перевозки КТГ чаще всего представлены комбинированными способами  транспортировки – на разных этапах  маршрута  задействуется автомобильный, железнодорожный, авиационный и  водный транспорт. При этом  последний был и остается самым дешевым   способом  транспортировки тяжелых негабаритных грузов.  Это настолько важное преимущество водного транспорта  перед другими, что специалисты  по транспортировке КТГ  даже выработали такой девиз:  «Везите  груз по воде столько, сколько возможно».

К сожалению, водный транспорт заставляет  принимать во внимание фактор сезонности, но крупногабарит – это всегда особо важный проект, рассчитанный не на один год, и потому хорошо поддающийся логистическому планированию.  Кроме того, в  России в ряде случаев водный маршрут является единственно возможным путем  доставки таких грузов.

Например, в  июле ОАО «Силовые машины» провели  отгрузку трех рабочих колес, предназначенных для гидроагрегатов Богучанской ГЭС.  Сообщая об этом, пресс-служба «РусГидро» подчеркнула, что транспортная операция по доставке тяжеловесного груза на электростанцию осуществляется единственно возможным способом - по морским и речным трассам.

Рабочие колеса, изготовляемые «Силовыми машинами» для Богучанской ГЭС, - крупнейшие по массе и габаритам среди произведенных в России за последние десятилетия. Вес каждого рабочего колеса турбины составляет  155,6 тонны. По своим габаритам колеса, предназначенные для Богучанской ГЭС, превосходят аналогичные узлы гидроагрегатов крупнейшей в РФ Саяно-Шушенской ГЭС, входящей в состав ОАО «РусГидро», а также Красноярской ГЭС.

Протяженность маршрута доставки составляет около 6500 км и занимает 35-40 дней. Судно следует по Ладожскому и Онежскому озерам, затем через Беломорско-Балтийский канал выходит в Белое море, а далее по Северному морскому пути, по Енисею до Красноярска. В Красноярске оборудование перегружается на речное судно, которое доставит груз до места строительства гидроэлектростанции на Ангаре.

В настоящее время петербургский энергомашиностроительный концерн изготовил для Богучанской ГЭС 7 комплектов гидротурбин и 5 гидрогенераторов. Сейчас на производственных филиалах «Силовых машин» идут работы по изготовлению восьмой гидротурбины, а также шестого и седьмого гидрогенераторов.

Из украинского Мариуполя в Красноярский речной порт в августе была доставлена  последняя партия трансформаторного оборудования для Богучанской ГЭС. Три блочных силовых трансформатора, весом около 200 тонн каждый, с теплохода  «Летний Берег» был перегружен с помощью специального крана на две несамоходные баржи-площадки БРП-1028 и БРП-1029, грузоподъемностью 1000 тонн каждая.

Схема погрузки крупногабаритного оборудования специально разработана специалистами Енисейского пароходства и Красноярского речного порта: смонтирован кран повышенной грузоподъемности, усилены корпуса судов, которые регулярно используются для перевозки трансформаторов и турбин. Сегодня  в Енисейском бассейне пароходство единственное предприятие, которое способно осуществить подобную операцию.

Комментируя отгрузку, в пресс-службе «Русгидро»  не скрывали, что  схемы транспортировки  тяжеловесных грузов на такие значительные расстояния  не вызывают  особого беспокойства в виду того, что они реализуются с участием  компаний, имеющих солидный опыт в проведении подобных работ, и по маршрутам, уже прошедшим обкатку. Ранее, в период навигации в 2008 и 2009 годов, аналогичным способом на Богучанскую ГЭС были доставлены первые четыре рабочих колеса, изготовленные «Силовыми машинами».

Петербургские машиностроители поставляют оборудование для всех крупнейших объектов энергетики - и для вновь возводимых, и для объектов, находящихся в стадии реконструкции и перестройки, как например, Саяно-Шушенская ГЭС.  В июле прошла операция по отправке  оборудования для СШГЭС.  Узлы для гидроагрегатов, доставленные к Красноярск на судне класса "река - море", на барже  были отправлены на перегрузочный узел на  Майнской ГЭС, специально построенный  для приема оборудования СШГЭС.  На  вновь залитой бетоном площадке установлена  конструкция грузоподъемностью в 190 тонн, с помощью которой  оборудование перегружено на автомобильный  транспорт.  

В июле 2011 года специалисты компании «Универсальный Экспедитор» совместно с сотрудниками группы компаний «Морской порт Санкт-Петербург» (ГК «МПСПб») осуществили ряд успешных операций по перегрузке крупногабаритного оборудования для других объектов российской энергетики.

При помощи плавучего крана «Богатырь», способного переваливать тяжеловесные грузы весом до 300 тонн, на причал №40 ро-ро терминала ГК «МПСПб» выгружен трансформатор общим весом 175 тонн с последующей погрузкой на многоосный ж/д транспортер. Оборудование предназначено для эксплуатации на Няганьской ГРЭС.

Кроме того, с помощью плавкрана с теплохода «Замоскворечье» на причал №23 был перегружен конденсатор с дополнительным оборудованием Siemens общим весом 115 тонн, предназначенный для ЗАО «Энергокаскад».

Специалисты отмечают, что использование крупногабаритных и тяжеловесных конструкций становится все более популярным методом ведения строительства не только в сфере энергетики, но и в других отраслях, поскольку позволяет вести  монтаж из единых неделимых конструкций, что сказывается на качестве конечного объекта.

В Новосибирске в августе  началось возведения надземной части Центра нейрохирургии из готовых многотонных модулей, доставленных из Германии морским, речным и наземным транспортом. Сейчас на площадку доставлено  134 модуля,  к октябрю их количество будет доведено до  367.

В мае  из Мурманска компания «Рейнертсен НВР» отправила в Норвегию морем на барже  322-тонный модуль, изготовленный   для завода «Монгстад». Оборудование предназначено для улавливания углекислого газа на морских нефтяных платформах.

В августе в промышленный порт Тобольска была доставлена первая в навигации 2011 года партия крупногабаритного оборудования для строящегося комплекса по производству полипропилена «Тобольск-Полимер».

В Тобольск прибыли два из трех задействованных в операции судов. Они доставили два из шести модулей установки непрерывной регенерации катализатора и десять из 41 единиц емкостного оборудования, изготовленного в Корее, Италии, Германии и Польше для комплекса дегидрирования пропана.

Всего в операции 2011 года задействовано три судна класса река-море и четыре баржи. Консолидация и перегрузка оборудования с океанских судов на суда река-море и баржи производилась в Архангельске. Общее количество негабаритного оборудования составило 47 единиц. Вес самого большого аппарата равен 282 тоннам, длина самого габаритного – 54 метра.

В июле в Хабаровск был доставлен КТГ – оборудование для реконструкции Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. Впервые операцию полностью своими силами выполнило  «Амурское пароходство».  Негабаритный груз общим весом 342 тонны, состоящий из 15 позиций, самая тяжелая из которых весит 92 тонны, из порта Силигон (Индонезия) доставило крупнотоннажное судно "Капитан Ермаков".  Собственными кранами судна была проведена перевалка оборудования на морскую баржу "МП-2811", которую отбуксировали в Хабаровский речной порт. Для  выгрузки в порту в Хабаровск прибыл китайский  плавучий кран "Лун Хай Хао" ("Черный дракон") грузоподъемностью 500 тонн.

"Доставка такого крупногабаритного груза с проведением сложной операции по его перевалке на баржу в лимане собственными кранами морского судна - это значительное событие как для "Амурского пароходства", как и для получателя груза – Хабаровского НПЗ, - сказал директор департамента речных перевозок ОАО "Амурское пароходство" Юрий Коношец. - Вскоре такие события не будут исключением из правил, поскольку пароходство активно осваивает направление интермодальных перевозок, предусматривающих доставку собственными судами грузов "от порта – к порту" как в пределах Российской Федерации, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе".

В августе суда Северо-Западного пароходства (СЗП) «Русич-2» и «Русич-7» с крупногабаритным грузом для строящейся буровой установки нефтяного месторождения на шельфе Каспийского моря прибыли в Большой порт Санкт-Петербург из Норвегии и Швеции. Как сообщили в пресс-службе СЗП, общий вес партии комплектующих, предназначенных для установки вертолётных площадок и другого оборудования на буровой установке нефтяного месторождения в Каспийском море, составил 1344 тонны.

В летнюю навигацию 2011 года  теплоход «Сильный», принадлежащий ОАО «Совфрахт», доставил крупногабаритное тяжеловесное оборудование для химической промышленности из порта Астрахань в порт Туркменбаши. Это первая перевозка крупногабаритного тяжеловесного груза на «Сильном» с момента его покупки в июне этого года. Судно было приобретено в рамках реализации стратегии развития перевозок крупногабаритных тяжеловесных грузов и снабжено всем необходимым оборудованием и такелажем для крепления тяжеловесов и негабаритов в трюме и на палубе.

Транспортировка КТГ – задача прежде всего инженерная. Специалисты напоминают, что  сдвигать  с места и перемещать  многотонный груз  египтяне могли еще 5 тысяч лет назад. Современная техника   позволяет    перемещать по морю, например,  модули весом свыше  2 тыс. тонн (оффшорная платформа «Лукойл» в 2004 году), как это  сделала известная компания Mammoet,  используя    уникальное балластное оборудование и не имеющее аналогов причальное оборудование.  

Развитие рынка КТГ  показывает, что для успешной работы на нем  игроки должны заботиться о высоком техническом обеспечении,  обновляя флот, погрузочное оборудование, проводя обучение и переобучение кадров. Лидеры рынка   не скрывают, что  высокие ставки на свои услуги они могут поддерживать именно за счет демонстрации клиентам  этих составляющих бизнеса, что в свою очередь обеспечивает высокий  и стабильный доход.

И еще одно наблюдение специалистов. Рынок перевозки КТГ   - это всегда свидетельство развитости страны. Неоспоримый факт, что больше всего перевозок крупногабаритных грузов приходится на высокотехнологичные страны,     поскольку КТГ - это грузы промышленного назначения для масштабных  предприятий  со сложным производственным циклом и дорогим оборудованием. Россия  на рынке КТГ, к сожалению, занимает одно из последних мест, однако  то, что она из клуба перевозчиков КТГ все-таки не вышла,  внушает  определенный оптимизм.