logo
Главная Актуально Повысить конкурентоспособность морского и внутреннего водного транспорта России

Повысить конкурентоспособность морского и внутреннего водного транспорта России

Автор: Ксения Пектеева

Правительство России опубликовало план, направленный на стимулирование экономики и поддержание финансовой стабильности в ближайшие два года. Значительная часть категорий расходов федерального бюджета в 2015 году будет сокращена на 10 процентов. Однако, уже принято решение, что сокращение не затронет расходы на оборону, сельское хозяйство и социальные нужды. Планируется, что в течение последующих трех лет расходы федерального бюджета по большинству статей будут сокращаться как минимум на 5 процентов в год.

При этом Минфин России предлагает сократить расходы государственного бюджета в 2015 году еще на 600 млрд рублей сверх планового сокращения на 900 млрд. Об этом сообщил журналистам глава ведомства Антон Силуанов. Таким образом, сокращение бюджетных расходов может составить 1,5 триллиона рублей. Пока данная инициатива финансового ведомства по дополнительному сокращению бюджетных расходов еще не получила одобрения правительства, но и «не снята с повестки дня». Прежде всего,речь идет об отказе от новых инвестиционных проектов, сокращении на 50 процентов финансирования ряда старых проектов и ряде других решений, в том числе законодательного характера.

К сожалению, в перечне антикризисных мер плана по стимулированию экономики и поддержанию финансовой стабильности не предусмотрены меры по поддержке морского и внутреннего водного транспорта. Хотя другим видам транспорта государство окажет помощь.Отдельный пункт плана предусматривает отсрочку вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов, но перечень этих объектов пока не конкретизирован.

Итак, что же означает секвестирование бюджетных расходов для судоходства? Очевидно, что будут предложены такие непопулярные меры, как отказ от строительства новых объектов инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта или перенос сроков их строительства на более поздние сроки.

Выход из кризиса возможен только при существенной корректировке экономического курса правительства. Одним из наиболее вероятных векторов развития экономистами называется еще большее усиление роли государства в экономике. И, по мнению ряда экспертов, наиболее предпочтительным сегодня представляется путь использования инвестиционного потенциала государства для развития крупных инфраструктурных проектов, создающих условия для оживления экономики в регионах. «Точками роста» для регионального развития могут стать проекты по созданию объектов транспортной инфраструктуры. Особенно это актуально в отношении российских внутренних водных путей.

Начиная с 90-х годов прошлого века, существенно сократилось финансирование текущего содержания внутренних водных путей (ВВП) и судоходных гидротехнических сооружений за счет средств федерального бюджета, также как и финансирование  их реконструкции и капитального строительства.

В результате произошло резкое ухудшение качественных параметров ВВП (снижение гарантированных глубин, уменьшение протяженности участков с гарантированными габаритами судовых ходов, с освещаемой и светоотражательной обстановкой).

Одним из важнейших для отрасли внутреннего водного транспорта событий 2014 года стало утверждение правительством России Нормативов финансирования текущего содержания ВВП и СГТС. Однако, по имеющейся в распоряжении Редакции информации, в текущем бюджетном периоде 100-процентное финансирование по нормативам не предусматривается.

По экспертным оценкам, недостаточное финансирование содержания ВВП приведет к переключению грузопотоков на наземные виды транспорта, увеличив нагрузку на и без того перегруженные железные и автодороги.В абсолютном выражении даже минимальное сокращение финансирования содержания ВВП приведет к значительно более серьезным расходам насодержание и ремонт инфраструктуры автомобильных дорог.

Кроме того, в актуализированной Транспортной стратегииРоссийской Федерации на период до 2030 года поставлена задача по переключению части грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный, и при отсутствии достаточных государственных мер по поддержке внутреннего водного транспорта задача выполнена не будет.

Пока не принято окончательное решение о том, финансирование каких проектов, предусмотренных Подпрограммой «Внутренний водный транспорт» Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», будет отсрочено или отменено. Но любые изменения и сдвижки по срокам реализации на более поздний период проектов по ликвидации лимитирующих участков на ВВП могут иметь очень серьезные негативные последствия для внутреннего водного транспорта.

Последние годы были необычайно сложными для речных судоходных компаний. В навигацию 2014 года в условиях аномальной маловодности (особенно критичной была обстановка на Волге в районе Городца) объем перевозок грузов по ВВП еще уменьшился по сравнению с предшествующими периодами. По оценкам Российской палаты судоходства только члены Палаты из-за недостаточных глубин на Единой глубоководной системе Европейской части России (ЕГС) не довезли порядка 1,5 млн тонн  грузов. В результате,совокупные потери судоходных компаний – членов Российской палаты судоходства за навигацию 2014 года составили около 3 млрд рублей, а бюджеты всех уровней недополучили около 0,5 млрд рублей.

Уменьшение глубины судового хода и, соответственно, пропускной способности ВВП и провозной способности флота привело к снижению эффективности речных перевозок.В совокупности с длительным сроком окупаемости строительства новых судов это не позволяет судовладельцам реализовывать долгосрочные инвестиционные программы по обновлению флота.По данным Российского Речного Регистра средний возраст судов грузового флота уже приближается к 35 годам (несамоходного - более 40) и продолжает увеличиваться. Если лимитирующие пропускную способность ВВП участки не будут устранены, а меры государственной поддержки, направленные на обновление флота, не будут реализованы, процесс падения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта по сравнению с другими видами транспорта продолжится.

Что означает 10-процентное сокращение расходов государственного бюджета для морского транспорта?  На публичное обсуждение вынесен проект корректировок ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». В результате секвестра подпрограммы «Морской транспорт» произойдет сокращение прироста портовых мощностей на 36,5 млн тонн в год, а также сокращение программ строительства обеспечивающего и социального флота. Сокращение объемов финансирования по подпрограмме «Морской транспорт»  может составить около 57 млрд рублей.

Объем перевалки грузов в российских морских портах при указанном сокращении прироста производственной мощности к 2020 году ориентировочно составит 828 млн тонн. Отметим, что в соответствии со «Стратегией развития портовой инфраструктуры России до 2030 года» этот показатель должен был составить к 2020 году 832,8 млн тонн по консервативному и 915,1 млн тонн по инновационному сценарию развития.

Под секвестр предлагается отдать проекты в портах Усть-Луга, Кавказ, Архангельск, Оля, терминала по перевалке сжиженного газа в поселке Териберка (Мурманская область), а также строительство и реконструкциюсистем управлением движения судов (СУДС)на подходах к морским портам, реконструкцию объектов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ), строительство вспомогательных судов т.д.

Снижение ранее заданных темпов прироста портовых мощностей страны несет в себе угрозы переключения грузопотоков на порты сопредельных государств и увеличения зависимости российской экономики от импорта морских транспортных услуг, а сокращение расходов на обеспечение безопасности мореплавания – дополнительные риски для окружающей среды.

Безусловно,от сбалансированного развития транспортной системы зависит экономика всех отраслей народного хозяйства. При этом «узкие места» в транспортной системе могут стать барьерами  для экономического роста, поэтому опережающее развитие транспортной инфраструктуры и улучшение материально-технической базы транспортного комплекса являются одной из приоритетных задач российской экономики.

По мнению Российской палаты судоходства,требуется дополнить Перечень первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году мероприятиями, по поддержке и развитию морского и речного транспортапоскольку от этого зависит функционирование системообразующей транспортной отрасли и обеспечение потребностей экономики в перевозках.В том числе мерами, направленными на сохранение объемов финансирования содержания внутренних водных путей. Также должны быть сохранены объемы финансирования проектов по устранению лимитирующих участков ВВП, содержащиеся в подпрограмме «Внутренний водный транспорт» и важнейших проектов подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы.

Вторым важнейшим направлением являются меры по стимулированию обновления флота. Для сохранения позитивных тенденций по строительству нового современного флота на российских судостроительных предприятиях, которые были зафиксированы за последние несколько лет, требуется пролонгация действия постановления правительства РФ от 22.05.2008 г. № 383, предусматривающего субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство нового флота на отечественных верфях, и реализация с 2016 года программы выдачи судового утилизационного гранта.

Строительство нового флота на отечественных судостроительных предприятиях придаст мощный импульс для развития смежных отраслей промышленности, развития высоких технологий.

Реализация мер  по опережающему развитию морской и речной инфраструктуры, обновлению флота позволит повысить конкурентоспособность морского и внутреннего водного транспорта России.