Научно-технический совет РС отмечает 100-летие со дня основания
ОЛЕГ ТИМОФЕЕВ: «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ РЕГИСТРА – ЛУЧШАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ УСИЛИЙ НАУЧНОГО И ИНЖЕНЕРНОГО СООБЩЕСТВА»
В 2015 году исполняется 100 лет Научно-техническому совету Российского морского регистра судоходства. Как и в начале XX века, сегодня cовет объединяет известнейших ученых и ведущих специалистов в области проектирования, строительства и эксплуатации судов. В 14-ти специализированных секциях НТС работают порядка 300 ученых и высококвалифицированных специалистов регистра, представители более 30 научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных бюро, высших учебных заведений, судоходных компаний, судостроительных верфей.
О роли классификационных обществ, практике создания правил и перспективах развития мы поговорили с заместителем председателя Президиума НТС, доктором технических наук, профессором, заместителем генерального директора Крыловского государственного научного центра Олегом Яковлевичем ТИМОФЕЕВЫМ.
- Олег Яковлевич, как бы вы определили роль классификационных обществ и, в частности, Российского морского регистра судоходства в системе морской индустрии?
- Первые классификационные общества создавались как специализированные страховые компании. Страхование само по себе – довольно наукоемкая деятельность: для того, чтобы обосновать страховой платеж, необходимо, во-первых, более-менее точно определить вероятность наступления страхового случая, а во-вторых, определить стоимость ликвидации последствий этого страхового случая. Классификация по своей сути - это специализированная страховая деятельность, касающаяся всей человеческой деятельности на море.
Вспомним историю: первое требование, которое Ллойд предъявлял к судам, перевозящим грузы, - высота надводного борта. Он страховал груз и судно, если высота надводного борта была не меньше определенной величины, которую он и назначал. С тех пор требования усложнялись, появились конструктивные требования.
Если посмотреть технические правила любого классификационного общества, можно убедиться, что для того, чтобы написать эти правила, состоящие из множества методик, программ, формул, требований, мероприятий, нужно очень хорошо осмыслить морскую деятельность. И как раз этим занимается судостроительная наука, наука о мореплавании в широком смысле этого слова. Вся деятельность классификационного общества основана на научных изысканиях. Но у каждого общества – своя специализация, свои особенности, тот или иной уклон. Так, если посмотреть на американских коллег – American Bureau of Shipping – в их правилах доминирует юридическая компонента, в правилах DNV-GL и Российского регистра - инженерная и научная компонента.
РС входит в число шести основных мировых классификационных обществ (теперь уже пяти после объединения Germanischer Lloyd с Det Norske Veritas). И у регистра есть своя специализация - арктическая техника. Россия имеет максимальный опыт эксплуатации арктической техники - как наземной, так и морской. Никто в мире так активно, как Россия, не работает на регулярной основе в этой области. Соответственно, арктическая тематика – это то, что отличает Российский морской регистр судоходства от других классификационных обществ.
- Правила по ледовым усилениям судов и ледоколов, кстати говоря, разработанные совместно с Крыловским центром, подтверждают эту специфику работы регистра, ведь они вошли в основу унифицированных требований МАКО для полярных судов.
- Изначально эти правила разрабатывались регистром совместно с институтом Арктики и Антарктики (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт - прим.ред.). Созданные в 1980 году правила по ледовым усилениям - серьезные научно обоснованные правила, основанные на теоретических моделях. Модель Хейсина–Курдюмова вошла туда в качестве основной модели нагружения. Это стало первым применением классических критериев для нормирования поведения конструкции ледового пояса. В 1992 году все действительно пришло в Крыловский центр. Специалист, претендовавший на руководство данной научно-исследовательской работой, Владимир Александрович Курдюмов, к сожалению, умер 2 октября 1992 года. Единственный, кто смог поднять эту задачу, был ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова в лице Евгения Михайловича Апполонова (ныне – ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета). Немногочисленный, но очень квалифицированный коллектив под его руководством совместно со специалистами регистра успешно решили задачу по созданию новых правил, и в дальнейшем они были взяты в качестве основы для унифицированных правил МАКО. Я, кстати, тоже принимал участие в создании правил - входил в состав разработчиков от института Арктики и Антарктики.
Свой вклад в создание правил по ледовым усилениям внесли специалисты ЦНИИМФ, на определенном этапе работа велась с участием Калининградского научного коллектива. Дело в том, что правила - это не только ледовые нагрузки и корпус, а также требования к минимальной мощности на валах, к прочности винто-рулевого комплекса, позднее – требования к винтеризации (специализированные требования к палубному оборудованию для работы в условиях оледенения и низких температур). Создание правил регистра – большой коллективный труд.
- Была ли сложность в работе над унифицированными требованиями МАКО?
- Это ожидаемая сложность в разработке международного документа. В международном документе нужно учесть компромиссные решения, учесть интересы всех участников процесса. По сути дела, здесь столкнулись три школы нормирования технических параметров судов ледового плавания и ледоколов. Первая - это американско-российская школа. Как ни странно, американские правила в 1980-х годах были созданы на основе российских правил нашими эмигрантами. Альфред Львович Туник (в 1980 году он эмигрировал из Советского Союза в США), по сути дела, в американские правила инкорпорировал наши разработки. И если у нас правила заданы формулами, то в правилах ABS они были заменены графиками. Модель Хейсина–Курдюмова также лежит в основе американских правил. Так что американские и российские правила очень близки. Вторая школа - канадско-американский опыт как отдельная тема. И европейская школа, лидирующие представители которой – наши финские коллеги.
Тот факт, что унифицированные правила были созданы на основе российского-советского опыта, свидетельствует о признании мировым сообществом наибольшей «физичности» нашей школы. Если основы унифицированных правил были созданы в середине 1990-х, то разработки этой модели начались еще в начале 1960-х, а первые специализированные требования к ледовым усилениям судов были изданы в 1964 году. Извилистый путь ледовых правил показывает, насколько серьезное значение придает Российский регистр научным разработкам и насколько эти разработки являются неким синтезом деятельности различных отечественных научных коллективов.
- Помимо правил научно-технический совет регистра уделяет внимание разработке инженерных программ. Например, созданная в начале 1990-х годов программа проверки прочности поперечных переборок и двойного дна навалочных судов успешно реализуется и сегодня.
- Сейчас разработка собственного программного обеспечения несколько застыла. Это связано с тем, что рынок наводнен импортным продуктом. Но данную работу в ближайшее время нужно развивать и продолжать – не только по анализу прочности (стандартное программное обеспечение, которое имеют все ведущие классификационные общества). Можно назвать другие области, где создание специализированных программ тоже целесообразно. Например, расчеты судовых систем, расчеты моделирования системы электроснабжения судна.
- Есть мнение, что наука уходит в детали. Разделяете ли вы его?
- Интересный вопрос. Наверное, это естественный процесс. Наука развивается по следующему пути: сначала рассматриваются глобальные проблемы, и когда в общем и целом становится ясно, как эта глобальная область функционирует, наука начинает детализироваться. Так было во всех областях. Это было и остается в механике: классическая механика в 17-18 веках совершила прорыв, объяснив, как все работает, а сейчас представляет собой, скорее всего, уже инженерные методики. Давайте возьмем биологию: как функционирует все живое более-менее уяснили, а сейчас наука сконцентрировалась, по сути, на методиках и средствах лечения для врачей и биологов. Если говорить о морской науке, то и здесь определенный этап глобального осмысления пройден. Да, мы сейчас работаем над деталями, но именно эти детали и позволяют обеспечивать необходимый уровень безопасности морской деятельности. Уже недостаточно давать общие рекомендации - нужно регламентировать настолько, чтобы, во-первых, не гибли люди, не гибла техника, а во-вторых, морская деятельность оставалась экономически целесообразна. Вот этот баланс между безопасностью и экономической составляющей – пожалуй, наше основное направление.
- В связи с этим какой вы видите задачу регистра на перспективу?
В прошлом году мы отмечали 100-летие регистра,в 2015 году 100 лет исполняется научно-техническому общества. Посмотрите, за XX – начало XXI века сколько всего изменилось! Меняется все так быстро, что делать долгосрочные прогнозы крайне сложно. Номожно назвать задачи на ближайшие пять лет.
Регистр – неотъемлемая часть нашей страны, национальное классификационное общество. Это наша гордость. Страна сегодня находится в непростой ситуации, все мы очень остро чувствуем последствия введения санкций. Единственный выход пережить это время и выйти из него более организованными, более сильными – заниматься собственной экономикой. Остро стоит проблема импортозамещения: только 5-7% оборудования на российском судне - отечественного производства. Следовательно, нужно развивать свое производство, выводить на рынок свои продукты. Так, у нас требует разработки очень большая номенклатура морского нефтегазового оборудования. Вот здесь и есть как раз задача регистра – сертифицировать, создавать технические требования под новые продукты, может быть, даже в чем-то более совершенные, чем требования зарубежных конкурентов и партнеров.
- Традиционный завершающий вопрос – в преддверии Нового года и столетия Научно-технического совета, чего бы вы пожелали коллегам?
- Прежде всего, желаю хорошего завершения этого непростого года и удачного начала следующего. Призыв к коллегам - развивать конструктивное взаимодействие. В недавнем своем интервью я сказал, что существенный недостаток нашего научного и инженерного сообщества – это неумение объединяться для решения общих проблем. В отличие от коллег на Западе, которые в острые моменты моментально объединяются, быстро и хорошо решают проблемы, а клиент остается довольным. Мы же иногда совершенно бесполезно занимаемся перетягиванием каната. И для объединения усилий Научно-технический совет Российского регистра – лучшая площадка. У Российского регистра накоплен огромный опыт, есть достаточное влияние как в России, так и на международном пространстве. Объединение наших усилий на площадке регистра позволит создать конкурентоспособный отечественный продукт в виде новых правил и требований, процедур и сертификатов регистра. Я всегда говорю своим студентам, что вершина инженерной деятельности – это создание правил регистра. Если кто-то когда-то приложил руку к написанию хоть одного абзаца в правилах регистра, то это дорогого стоит.