Соблюдать нормальный ход технологического развития
Новые экологические требования к судоходству должны базироваться на экономической целесообразности. Международная морская организация (ИМО) не должна превращаться в площадку для лоббирования интересов ограниченного количества технологий и производителей тех или иных стран ценой снижения рентабельности всего судоходного бизнеса. К таким выводам пришли участники международной конференции «Влияние судоходства на воздух Европы».
Защите окружающей среды уделяют большое внимание во всем мире, не избежала этого внимания и судоходная отрасль, которая обеспечивает до 90% грузоперевозок мировой внешней торговли.
13 октября 2014 года в Лондоне начинает работу 68-я сессия Комитета по защите морской среды (КЗМС) ИМО.
Накануне, 1 октября 2014 года, более 100 участников международной конференции «Влияние судоходства на воздух Европы» обсуждали в Санкт-Петербурге последствия введения новых экологических требований к торговому флоту в Балтийском и Северном морях.
Есть мнение, что последствия принятых решений, в частности, по ограничению содержания серы в бункерном топливе, не достаточно просчитаны. Меры, которые реализуются уже сегодня или предлагаются к реализации, вышли за рамки чисто технических мер, считают участники конференции. В результате на судовладельцев будет возложено дополнительная финансовое бремя, не оправданное ни с точки зрения реальных экологических угроз, ни с точки зрения доступности технологических решений.
С 1 января 2015 года вступают в действие новые требования в Балтийском и Северном морях к содержанию серы в судовом топливе, этот показатель должен быть сокращен до 0,1%.
Судовладельцы, эксплуатирующие флот в установленных ИМО зонах контроля (SECA) будет вынуждены либо покупать более дорогое топливо, либо применять затратные сложные технические решения на своих судах. В результате увеличатся ставки фрахта, что приведет к удорожанию морских перевозок грузов в зонах SECA и переориентации части грузопотоков на наземный транспорт.
Ряд морских держав признают высокую вероятность негативных для экономики судоходства новых экологических требований, но в то же время выдвигают все новые и новые требования.
Мнения о наличии и доступности технологий для реализации требований относительно сокращения выбросов NОx с судов очень полярны. По сути, считают участники конференции, дизелестроению предложено сделать колоссальный рывок в развитии. Однако, принимая во внимание, что современное двигателестроение весьма консервативная отрасль, любое новое техническое решение принимается многофакторно в результате продолжительных исследований. Новые типы двигателей, новые конструкции, удачные новые решения появляются 1-2 раза в десятилетие, поэтому, промышленность просто не в состоянии столь быстро адаптироваться к новым требованиям, предъявляемым к судоходству. Судостроители призывают соблюдать нормальный ход технологического развития, когда двигателестроители имеют возможность развиваться на основе конкуренции с соблюдением экономических интересов всех участников этого процесса.
Но стоит ли проблема загрязнения воздуха судами столь остро, чтобы, пренебрегая экономическими интересами, вводить новые избыточные экологические меры?
При введении ограничений по выбросам NОx для судовых дизелей, предстоящие материальные затраты не сопоставимы с незначительным экологическим эффектом. Предлагаемая технология SCR-NH3 обладает существенными недостатками, ее применение на судах сопряжено с различными рисками и не обеспечивает заявленную эксплуатационную эффективность. Таким образом, считают участники конференции, назначение Балтики зоной NECA целесообразно отложить до промышленного освоения безопасных альтернативных технологий снижения выбросов и развития поддерживающей эти технологии инфраструктуры.
Делегаты конференции высказали общее мнение, что назначение Балтики зоной контроля выбросов NОx целесообразно не ранее 2020 года, и при условии наличия и доступности соответствующих технологий. Кроме того новую зону NECA на Балтике необходимо назначать только синхронно с зоной NECA в Северном море. Иначе произойдет переориентация грузопотоков в регионе.
На конференции было заслушано выступление Директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта России Константина Пальникова.
С докладами также выступили:
• Генеральный директор ООО «ЦНИДИ-Экосервис», главный редактор научно-технического журнала «Двигателестроение» Л.А.Новиков: «Влияние судоходства на загрязнение воздуха над Финским заливом Балтийского моря».
• Начальник отдела экспорта СПГ ООО «Газпром экспорт» И.А.Майницкий: «Основные аспекты перехода на СПГ в качестве бункеровочного топлива в регионе Балтийского моря»
• Зав. кафедрой СЭУ, ТС и Т ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова д.т.н., проф., А.А. Иванченко: «Состояние исследований и опыт предотвращения загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации судов»
• Ведущий инженер отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского ГНЦ А.М.Луцкевич: «Особенности бункеровки газотопливных судов. Формирование концепции судна-бункеровщика СПГ для Балтики».
• Старший эксперт отдела механического оборудования и систем Российского морского регистра судоходства Н.А. Катагаров: «Особенности технического наблюдения и освидетельствования судов после 1 января 2015 года. Выполнение международных требований по сокращению выбросов окислов серы, связанных с применением топлив на судах».
• Генеральный конструктор ОАО «Инженерный центр судостроения», д.т.н., Ю.Н.Горбачев: «Суда на воздушной каверне: реальный способ повышения энергоэффективности и экологической безопасности»
Конференция прошла при поддержке Минтранса Российской Федерации и Национальной палаты судоходства.
Спонсорами мероприятия выступили: ЗАО «ПОРТОВЫЙ ФЛОТ», ООО «Газпромнефть Марин Бункер», ГК «Невский мазут», ООО «ВодоходЪ», ООО «Балтийская Топливная Компания».
Партнерами мероприятия стали: ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ЗАО «ЦНИИМФ», СРО «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков».