Ямал слово держит
В преддверии IV Международной Конференции «Нефть и газ Ямала и Карского моря», которая пройдет 1 октября 2014 в рамках Арктической нефтегазовой недели, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин рассказал о роли региона в общей стратегии развития нефтегазового потенциала Арктики.
- Дмитрий Николаевич, еще в недавнем прошлом на Ямале наблюдалось снижение добычи нефти и газа. По сведениям за прошедшие месяцы текущего года, темпы добычи углеводородов на территории региона стабильно держатся на уровне прошлого года (за пять месяцев на Ямале добыто 232,92 миллиарда кубометров газа, 8,87 миллионов тонн нефти и 6,93 миллионов тонн газоконденсата), считаете ли Вы, что наконец удалось переломить ситуацию в данной области? За счет чего сейчас удается поддерживать уровень добычи?
- Скажу так: начальные суммарные ресурсы углеводородного сырья Ямала оцениваются в 147 триллионов кубометров по газу, порядка 19 миллиардов тонн по нефти и 9,8 миллиардов тонн по конденсату. Сегодня округ обеспечивает добычу 7% нефти и свыше 80% газа всей России. Обеспечивает стабильно. Ни о каких спадах речи нет. Здесь нужно понимать, что уровень добычи жестко соотносится с уровнем потребления. Сколько нужно потребителям ресурсов, столько предприятия ТЭКа на Ямале и добывают.
- Какие, на Ваш взгляд, перспективы у новых Бованенковского и Тамбейского центров нефтегазодобычи, а также месторождений на Гыданском полуострове?
- Перспективы очень хорошие. В последние годы на Ямале формируются новые системообразующие центры нефте- и газодобычи на базе крупных месторождений. Идет активное строительство связанных с их освоением транспортных и трубопроводных коммуникаций. В частности, на полуострове Ямал развиваются Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский центры; на северо-востоке округа, в связи со строительством нефтепровода Заполярье-Пурпе идет активная подготовка к промышленному освоению группы нефтяных месторождений, центральное положение среди которых у Мессояхинского месторождения (Мессояхинский центр нефтедобычи). В акваториях Обской и Тазовской губ идет подготовка к освоению группы газоконденсатных месторождений – Каменномыский центр газодобычи. Прорабатывается вопрос создания Гыданского центра газодобычи с условным названием СПГ-2 для развития мощностей по производству СПГ. По Бованенковскому центру газодобычи скажу, что ресурсный потенциал группы месторождений, входящих в его состав, оценивается в 16 триллионов кубометров. Этот объем позволит обеспечить до 30% от прогнозируемого в долгосрочной перспективе общероссийского уровня производства природного газа. В цифровом выражении – это 250 миллиардов кубометров к 2030 году, при потенциальных возможностях до 320 миллиардов в год. (Справочно: добыча газа в 2013 г. на Бованенковском месторождении составила 22,9 млрд м3, в 2012 году введена в промышленную эксплуатацию первая очередь магистрального газопровода Бованенково-Ухта пропускной способностью 60 млрд м3 в год).
Развитие новых центров газодобычи имеет чрезвычайно важное значение для укрепления российских позиций на мировых энергетических рынках.
- Западные санкции, о которых так много говорили, отразились ли они на поставках ямальского газа в Европу?
- Объективно: экономика Европы в значительной степени зависит от российского газа, и отказаться от него она может только ценой довольно значительных потерь для себя. В прошлом году, например, даже в условиях экономической стагнации потребление российского газа в Европе выросло на 16% по сравнению с 2012 годом. В этом году эксперты прогнозируют примерно такой же рост… Российская сторона не раз подтверждала, что она выполнит все обязательства, что мы – надежные партнеры. Сомнений здесь быть не должно. Ямал слово держит.
- Специалисты подчеркивают несостоятельность экспортно-сырьевой модели углеводородного рынка и необходимость углубленной переработки нефти и газа. Планируются ли в регионе новые нефте- и газохимические проекты? Насколько перспективной считаете развитие нефте - и газоперерабатывающей?
- Согласен, нужно развивать переработку. И мы максимально содействуем этому. В округе сегодня реализуется несколько масштабных проектов, которые внесут серьезные изменения в дальнейшее развитие топливно-энергетического сектора региона, страны и мира. К примеру, на 2015-2016 годы намечен ввод в эксплуатацию Новоуренгойского газохимического комплекса. Мощность предприятия по сырью должна составить более 800 тысяч тонн в год. На заводе ежегодно планируется производить до 400 тысяч тонн с возможностью увеличения до 1,2 миллиона тонн полиэтилена низкой плотности и высокого давления.
На полуострове Ямал будет новый российский центр по производству сжиженного природного газа. Проект включает в себя мощности по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа на базе крупнейшего на севере полуострова Ямал Южно-Тамбейского месторождения. Мощность завода по производству СПГ составит 16,5 миллионов тонн в год. Предполагаемый срок ввода в эксплуатацию первой очереди – 2017 год. Сжиженный природный газ Ямала позволит отечественной энергетике диверсифицировать поставки энергоносителей, занять свою нишу в мировом рынке СПГ.
В начале 2014 года завершился очередной этап расширения Пуровского завода переработки конденсата, расположенного вблизи Восточно-Таркосалинского месторождения. В результате мощность Пуровского ЗПК была увеличена с 5-ти до 11 миллионов тонн деэтанизированного газового конденсата в год.
Одним из приоритетных нефтетранспортных проектов является строительство трубопровода «Заполярье – Пурпе», второго отрезка нефтепровода «Заполярье – Пурпе – Самотлор». Он позволит подключить новые районы нефтедобычи Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края к магистральной системе нефтепроводов «Транснефти». С реализации этих планов ежегодные объёмы поставок нефти после 2020 года могут составить порядка 45 миллионов тонн. Нефтепровод «Заполярье – Пурпе – Самотлор» будет самым северным магистральным нефтепроводом в нашей стране.
- Строительство завода «Ямал-СПГ» дает мощный толчок развитию логистической инфраструктуры региона. Как Вам видится дальнейшее развитие СМП, железной дороги «Северный широтный ход», какие дивиденды и как скоро они смогут принести региону?
- Неразвитая транспортная схема всего Севера России – основная его проблема. Транспортный проект «Северный широтный ход», который мы разработали, – это и есть та самая панацея, которая способна разом решить сразу несколько принципиальных индустриально-социальных проблем, мешающих полноценному развитию центральной части российской Арктики. Семьсот километров железнодорожного полотна свяжут Ямал с сетью российских железных дорог. Дорога поможет в освоении новых месторождений в труднодоступных территориях, откроет прямой доступ для экспорта жидких углеводородов к портам Балтийского моря. Более того, перспектива Северного широтного хода – это выход Единой транспортной системы России на Северный морской путь и далее – через порт Сабетта – в Мировой Океан. Цепной реакцией на развитие Северного широтного хода станет активное освоение шельфа Баренцева и Карского морей, реализация стратегической программы развития Арктической зоны России. В свою очередь, товары со всей страны получат выход на мировой рынок через многофункциональный порт Сабетта. Объекты Северного широтного хода вошли в Транспортную стратегию России до 2030 года, а также в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России до 2020 года». При этом, не дожидаясь начала финансирования «СШХ» из федерального бюджета, мы приняли решение финансировать из своих средств строительство двух его инфраструктурных составляющих – совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Надым и круглогодичной автомобильной дороги с твердым покрытием «Салехард-Надым», которая пройдет в одном технологическом коридоре с железнодорожной магистралью и поможет в ускорении ее строительства.
Строительство стратегической автодороги длиной 337 км между Салехардом и Надымом началось в 2011 году. На начало этого года введено в эксплуатацию 66 километров дороги в переходном типе покрытия и отсыпано более 150 км земляного полотна. К концу 2014-го дорога «прирастет» еще на 40 километров. Полностью автодорога «Надым-Салехард» должна быть введена в эксплуатацию в 2018 году.
- Широкомасштабные работы, которые ведутся в регионе, наносят серьезный вред экосистеме, в частности, много говорилось об ущербе, который наносит углубление дна, необходимое для строительства порта Сабетта. Что делается в ЯНАО для минимизации экологических рисков?
- Северная природа – хрупка и ранима. Это знают уже все. И наша позиция здесь однозначна: надо договариваться «на берегу» и выходить в Арктику согласованно – с самыми передовыми экологическими технологиями по добыче и транспортировке нефти и газа, с пунктами предотвращения чрезвычайных ситуаций, совместными программами защиты окружающей среды, спасения людей...
Ни один новый проект на Ямале сегодня не реализуется без учета жестких природоохранных требований и ещё на периоде разработки – без согласования с коренными жителями ямальской тундры. У нефтегазовых компаний есть понимание, что оборудование, которое будет работать в Арктике, должно обладать минимальным воздействием на окружающую среду, компактностью и полной автономностью. Здесь показателен опыт «Газпрома» по освоению полуострова Ямал. На одном из крупнейших мировых газовых месторождений – Бованенковском, например, обеспечено замкнутое водоснабжение на всех объектах, организован жесткий учет горюче-смазочных материалов, которые после использования в том же количестве и в той же таре увозятся с Бованенково на «материк». Там запрещено передвижение по тундре в период гнездования птиц, и по согласованию с оленеводами-кочевниками перекрывается движение по дороге, чтобы через нее могли перейти оленьи стада.
Уникальные в техническом и экологическом отношении технологии использует и «Транснефть», ведущая строительство магистрального нефтепровода. С соблюдением самых жестких экологических правил строится и новый арктический морской порт в поселке Сабетта. Местные жители, поддержав на общественных слушаниях строительство этого порта, все же беспокоились о том, не нанесет ли этот объект ущерб популяции рыб в Обской губе. Однозначного ответа на этот вопрос ученые дать не могут. Но, чтобы избежать даже возможного ущерба, в поселка Харп строится завод по выращиванию молоди сиговых видов рыбы.
Природоохранная деятельность на Ямале – это улица с двусторонним движением. С одной стороны, окружные власти нашли возможность резко ужесточить контроль за деятельностью нефтегазовых компаний. С другой – изменилась политика и самих компаний. Отрадно, что применение природоохранных технологий ТЭК сейчас считает одним из самых важных приоритетов своей деятельности.
(По материалам Smarta Confernces)