logo
Главная Актуально В беспилотное будущее

В беспилотное будущее

Автор: "Российское судоходство"

Прогнозируется, что через пять лет мировой рынок беспилотных подводных аппаратов удвоится до $6 млрд, а рынок безэкипажных катеров удвоится до $1,2 млрд. РФ в данный момент выключена из рынка, причем не из-за санкций, а поскольку не имеет либо разработок в определенных классах аппаратов, либо серийного производства. Однако, учитывая рост спроса в Азии и на Ближнем Востоке, потенциал российского экспорта оценивается в $300 млн при условии успешного развития отрасли, которая должна опираться на коммерческие и научные инвестиции. Об этом рассказал эксперт департамента анализа и перспективного планирования АО «Рособоронэкспорт» Вадим Рябинин на II Всероссийском морском конгрессе.

По его словам, 72% разработок в области необитаемых подводных аппаратов (НПА) в РФ связаны с военными проблемами. НПА промышленного назначения составляют 14%, научного — 10%. При этом на мировом рынке российские разработки не представлены. По прогнозам, к 2030 году 45% мирового рынка в этой области может отойти на долю стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Тесные связи с последними дают основание предполагать, что РФ может за пять лет достигнуть доли в $300 млн. По оценке эксперта, потенциально НПА российского производства могут идти на экспорт в трех вариантах: в готовом виде — в Алжир, Египет, Саудовскую Аравию, Нигерию, Пакистан, Мьянму, Индонезию, Туркменистан и Казахстан; в строительстве по лицензии — в Иран, ОАЭ, Таиланд; в совместной разработке и строительстве — в Бразилию, КНР, Индию, ЮАР, Малайзию. 

Проблема в том, что на данный момент РФ проигрывает по всем основным позициям зарубежным конкурентам. «НПА тяжелого и среднего класса у нас либо нет вообще, либо они существуют на стадии разработки или опытного образца, в то время как за рубежом такие аппараты находятся в серийном производстве. Например, в автономных НПА тяжелого класса есть в единственном экземпляре аппарат «Витязь-3», разработанный ЦКБ МТ «Рубин», есть несерийная модель «Клавесин 1-Р3» и такая же по статусу модель в среднем классе «Галтель» — обе разработки ИПМТ ДВО РАН. В области телеуправляемых аппаратов в тяжелом классе разработок нет, в среднем классе есть два проекта — «Александрит» и «Янтарь» — оба на начальной стадии разработки. Что касается НПА легкого класса, то они достаточно широко представлены, есть модели, как например, ТНПА «Марлин-350» в серийном производстве, в основном для военных целей», — отмечает эксперт.

По его данным, сегодня в разработках НПА лидируют США, Великобритания, Канада, Франция, Германия, Республика Корея. В последние время в число лидеров вышла КНР. В ближайшее время прогнозируется появление разработок Турции, Израиля и Индии. «Доля российских разработок на общем фоне незначительна», — отмечает эксперт. Например, сегодня у КНР 33 новые разработки, у США — 15, у Великобритании — 11, у Франции — 9, у Республики Корея — 8 и т.д., на долю РФ и других приходится 2. Лидерами на рынке по экспорту НПА, по его данным, являются такие страны как США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, большой потенциал у Республики Корея и Японии. Основные заказчики — США, Германия, Франция, Великобритания, Норвегия, появляются страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. «Рынок сегодня находится в стадии формирования, его насыщенность невысока, однако уже через несколько лет он сформируется. Наибольший интерес представляют НПА тяжелого класса. Несмотря на труднодоступность технологий и задержки серийных образцов, у РФ есть шанс занять свою нишу», — подчеркнул Вадим Рябинин.

Похожая ситуация, по его словам, складывается на рынке безэкипажных катеров. Прогнозируется, что к 2030 году он удвоится до $1,2 млрд. Также как и в НПА, РФ сегодня не имеет серийных разработок в области БЭК тяжелого и среднего классов. В малом классе есть разработка завода «Пелла» — «БЭК-1000» в виде макета и разработка «Кингисеппского машиностроительного завода» — «Визир» в виде опытного образца. В сверхмалом классе есть модели «Сканда», «Морена» и «Оркан». Из них только «Сканда» строится серийно, остальные существуют в виде опытных образцов.

По данным эксперта, основные экспортеры рынка БЭК — Великобритания, Франция, Израиль, высокий потенциал у США, КНР и Турции. Основные заказчики — США, Франция, Великобритания, Швеция, Израиль, ОАЭ, Иран, Индия, заинтересованность в последнее время проявляют страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Америки и Северной Африки. А разработкой тяжелых БЭК занимается только США и КНР. «Рынок БЭК находится в стадии формирования, положение игроков на нем нестабильное, насыщенность невысока. Наибольшая активность рынка наблюдается в сегменте малых БЭК. РФ имеет разработки для продвижения только малых и сверхмалых катеров, есть ряд перспективных разработок, способных составить конкуренцию зарубежным аналогам. У РФ есть научный потенциал и технические возможности, а строительство БЭК не требует больших капитальных затрат», — говорит эксперт. Также он отмечает, что наибольший эффект от применения морской робототехники достигается при комплексном применении различных аппаратов, как надводных, так и подводных. Такой сервис уже используется за рубежом, однако в РФ эта концепция не получила развития.

По мнению главного специалиста АО ЦКБ «Рубин» Владимира Юхнина, принявшего участие в Морском конгрессе, основная проблема развития морских роботизированных комплексов в РФ — это их фатальная зависимость от военного ведомства и отсутствие ощутимого интереса со стороны промышленности и науки. «У нас 70% разработок связано с военным ведомством, которое при этом заинтересовано в единичных специфических заказах и не способствует серийному производству. В то же время, успешный зарубежный опыт демонстрирует обратную стратегию: там рынок на 70% определяют коммерческие заказчики, в первую очередь, добывающие компании, и научная отрасль, а оборонное ведомство пользуется уже опробованными разработками», — отметил он.

Фото предоставлено пресс-центром Морского конгресса