logo
Главная Актуально В будущее по Севморпути и МТК «Север-Юг»

В будущее по Севморпути и МТК «Север-Юг»

Автор: «Российское судоходство»

В дискуссиях на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) большое внимание уделялось темам транспортировки грузов в российской Арктике и росту показателей отечественного судостроения. Вопросы устойчивого развития международной торговли, значительная часть которой приходится на судоходство, обсуждались преимущественно с акцентом на Северный морской путь и другие международные транспортные коридоры, предлагаемые Россией для иностранных грузовладельцев и инвесторов.

«Востребованной глобальной артерией становится Северный морской путь. В прошлом году по нему прошло 36 млн тонн грузов, а в перспективе перевозки могут превысить 150 млн тонн. Для этого мы продолжим развивать инфраструктуру Севморпути, строить транспортные подходы к арктическим портам», — отметил президент Российской Федерации Владимир Путин, выступая на пленарном заседании ПМЭФ.

Для развития арктической инфраструктуры требуется строительство не только морских портов, но и сухопутных трасс. Железнодорожные выходы к Северному морскому пути в настоящее время существуют в районе Мурманска, Архангельска и Владивостока, однако этого недостаточно.

«Нам нужен выход на Северный морской путь где-то в районе Урала или Сибири, потому что приходится железной дорогой завозить либо через Мурманск, либо выходить на Дальний Восток, что опять же забивает Восточный полигон. Поэтому минимум один или два железнодорожных выхода должно быть на Северный морской путь, тогда это будет конкурентно», — отметил в ходе ПМЭФ советник президента России, специальный представитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин.

Иностранные судовладельцы пока не слишком активно используют возможности Севморпути — транзитные перевозки в общем объеме грузооборота составляют менее 10%. Тем не менее иностранные игроки морского бизнеса уверены, что этот российский арктический маршрут короче, надежнее и дешевле других морских маршрутов. Председатель и исполнительный директор DP World Султан Ахмед Бин Сулайем заявил: «Мы очень заинтересованы в том, чтобы использовать Северный морской путь…Это меняет все, меняет правила игры. Сейчас в мире многие традиционные цепочки поставок не являются надежными, потому что есть геополитические и другие риски. И в этом смысле Севморпуть — быстрее, надежнее и гораздо дешевле, а также он весьма экологичен».

Очевидно, что международный транспортный маршрут должен быть доступен круглогодично, поэтому необходимо направлять инвестиции в развитие российской ледокольной группировки.

Для строительства ледоколов, крупнотоннажных судов арктического класса и иного гражданского флота в России остро не хватает верфей. Пример судостроительного комплекса «Звезда», построенного Роснефтью под Владивостоком, продемонстрировал, как предложение рождает спрос — новая верфь за несколько лет оказалась полностью загружена заказами. «Мы сейчас думаем, где построить еще одно предприятие… и тоже где-то на берегу океана, либо близко к этому», — сказал Владимир Путин в своем выступлении.

Для международного судоходства Россия уверенно создает новые транспортные коридоры, причем не только в широтном направлении, но и в меридиональном. «Север-Юг» – мультимодальный маршрут транспортировки грузов от порта Мумбаи до Санкт-Петербурга, общей протяженностью более 7 тысяч  километров, не раз обсуждался участниками ПМЭФ. Хотя сегодня уже все планы сверстаны, новые международные игроки продолжают вливаться в этот глобальный проект.

«Что касается этой дороги «Север – Юг». Она может превратиться в очень хороший и востребованный международный коридор, когда грузы прямо отсюда, где мы с вами находимся, из порта Петербурга, будут идти через всю европейскую часть в Азербайджан, потом в Иран и с выходом на берег Персидского залива», — сказал президент.

По его словам, Суэцкий канал «очень нужен для мировой торговли». «Но это (МТК «Север – Юг» — прим. ред.) будет дополнительный и весьма эффективный путь для доставки грузов на север, на юг и в обратную сторону. По-моему, на 10 суток быстрее, это большая экономия, очень эффективный и выгодный будет маршрут», — добавил он.

По словам Владимира Путина, для реализации проекта «еще многое нужно сделать». «Поскольку он обещает быть очень выгодным, то есть и заявившие свой интерес к этому проекту иностранные инвесторы, внерегиональные — страны, находящиеся рядом, в том числе и суверенные арабские фонды. Понятно, потому что суверенные фонды всегда ищут надежные вложения. Это одно из надежных вложений, потому что его прибыльность будет обеспечена, гарантирована», — сказал Владимир Путин.

Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), позволяет соединить порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком, минуя Датские и Черноморские проливы, а также опасные маршруты через Красное море, вдоль побережья Африки.

МТК «Север ‒ Юг» является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Маршруты МТК сейчас проходят через Иран, затрагивая в западном направлении Азербайджан, с востока — Казахстан и Туркменистан. Кроме того, возможны прямые морские перевозки из России по Каспию в Иран. Грузопоток по МТК «Север ‒ Юг» к 2025 году — до 30 млн тонн, к 2030 году — до 35 млн тонн.

 

Фото с сайта ГК «Росатом»; графика ИАА «ПортНьюс»