logo
Главная Актуально По Севморпути флот пойдет по Закону

По Севморпути флот пойдет по Закону

Автор: Надежда Малышева

Законопроект о Севморпути окончательно принят Государственной Думой Российской Федерации. Теперь документ поступил на рассмотрение верхней палаты парламента. Как ожидается, здесь заминок с его принятием быть не должно. Таким образом, уже в этом году активизируется работа по созданию единой системы государственного управления в акватории Северного морского пути, созданию современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение.

Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» вводит Администрацию Севморпути и устанавливает правила судоходства на нем. Документ был подготовлен Минтрансом России в целях совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути и внесен в Госдуму Правительством Российской Федерации.

На основании закона о Севморпути начнется создание федерального казенного унитарного учреждения «Администрация Северного морского пути». Эта структура, в числе проченго, будет выдавать разрешение на плавание по Севморпути, осуществлять мониторинг за погодными условиями и ледовой обстановкой, выполнять информационное сопровождение судов, проходящих по Севморпути. В обязанности Администрации входит и оказание  содействия в организации поисковых и спасательных операций на акватории Севморпути.

Документом учтено, что владельцы судов, выходящих на трассы Северного морского пути, должны проходить обязательную процедуру страхования гражданской ответственности от загрязнения или другого причиненного судном ущерба, или должны иметь иное финансовое обеспечение этой ответственности.

Законом о Северном морском пути определяется стоимость ледокольной проводки судна (в зависимости от объема фактически оказанных услуг), правила ледокольной и лоцманской ледовой проводки судов по трассам Севморпути.

Новый закон также вводит определение акватории Северного морского пути. Границы устанавливаются в рамках водного пространства, прилегающего к северному побережью РФ, охватывающего внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону России. С востока Северный морской путь ограничивается линией разграничения моря с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада — меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин шар, Карские ворота, Югорский шар.

Закон вступит в силу спустя полгода после его официального опубликования



Справка портала «Российское судоходство»:

  • Ожидаемый общий объем грузопотока по трассам Северного морского пути в 2012 г. может превысить 5 млн тонн. В дальнейшем прогнозируется многократное увеличение грузооборота: к 2020 г. - до 64 млн тонн, к 2030 г. - до 85 млн т.
  • Судоходный маршрут между Европейскими и азиатскими портами, проходящий через Северный морской путь по сравнению с трассой через Суэцкий канал короче на 2440 морских миль и сокращает длительность рейса на 10 суток и дает существенную экономию бункерного топлива.
  • В рамках программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» запланировано строительство до 2020 года трех атомных двухосадочных ледоколов для работы на Севморпути и захода в северные речные порты. Первый из них  может быть спущен на воду уже в 2016 г.