logo
Главная Актуально Пассажиры приглашаются на борт

Пассажиры приглашаются на борт

Автор: Кристина Ткачева

В настоящее время регулярные перевозки пассажиров водным транспортом в России осуществляют около 350 судов (в том числе более 65 скоростных) по 250 маршрутам.

Пассажиры приглашаются на борт
В настоящее время регулярные перевозки пассажиров водным транспортом в России осуществляют около 350 судов (в том числе более 65 скоростных) по 250 маршрутам.
В соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года сегодня перед региональными и федеральными властями стоит задача повышения роли данного вида транспорта в жизни населения. Этому вопросу была посвящена отдельная сессия в рамках  форума «Общественный транспорт», проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией.
Модерировала мероприятие А.А. Исаева - директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», председатель Общественного совета при Росморречфлоте, выступившая с докладом о текущем состоянии регулярных перевозок пассажиров морским и внутренним водным транспортом. Спикерами выступили: К.О. Анисимов - заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта,   А.Р. Чумарин - генеральной директор акционерного общества «Северречфлот», Д.В. Куклин - заместитель директора Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта»,  В.В. Якунчиков - директор научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения Российского университета транспорта. 
Нужен новый флот
Если говорить о динамике перевозок внутренним водным и морским транспортом, то в XXI веке максимум был достигнут в 2001 году, когда пассажиропоток составил 27,4 млн. Долгие годы перевозки морем не превышали 1 млн человек. Но в 2014 году был достигнут семикратный прирост, а в 2016-м количество пассажиров на море и реке практически сравнялись на уровне 13,5 млн и 13 млн человек соответственно. В 2018 году, после открытия автодорожной части Крымского моста, перевозки пассажиров морем сократились.
«Регулярные перевозки морем осуществляются в таких регионах, как  Мурманская, Архангельская, и Сахалинская области, Камчатский, Приморский, Краснодарский и Красноярский края, Крым, Чукотский автономный округ и в других. При этом используются как пассажирские, так и грузопассажирские суда различных проектов. В 2022 году объем перевозок морем превысил 4,5 млн человек, из них подавляющее большинство (4,4 млн) было перевезено на каботажных линиях», — говорит директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», председатель Общественного совета при Росморречфлоте Анна Исаева.
Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за последние 10 лет достигал максимума в 2016 году — 13,5 млн. человек. И с тех пор сокращается. Так, в 2022 году показатель составил 10,5 млн, а по итогам семи месяцев 2023 года — 5,8 млн, что несколько ниже уровня прошлого года.
Основные причины сокращения — старение и выбытие флота, недостаточные темпы его обновления, проблемы с причалами.
Весной этого года правительство Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» проанализировали данные о потребностях субъектов РФ в обновлении пассажирского флота. За основу была взята информация, полученная от 57 регионов. 
Анализ показал: до 2030 года для субъектов России необходимо построить свыше 140 пассажирских судов различного класса, а также более 100 плавучих причалов (дебаркадеров и понтонов). Есть  необходимость строительства, реконструкции и капитального ремонта не менее 55 стационарных причальных сооружений и открытие не менее 68 новых морских линий и речных маршрутов для улучшения транспортного обслуживания населения.
Росморречфлот в свою очередь оценивает потребности регионов в судах на ближайшие 10 лет в 680 ед., из которых примерно половина — пассажирские (в том числе круизные и туристические).
«Цифры, показывающие потребность в судах, разнятся. У нас был мартовский опрос, Росморречфлот проводил свой анализ позже. За короткий период — рост в  два с половиной раза, что говорит о востребованности данного вида транспорта», — считает Анна Исаева.
Экологично и быстро
Одно из преимуществ водного транспорта — сокращение времени в пути. Это наиболее актуально для населенных пунктов, расположенных вдали от мостовых переходов, а также для крупных городских агломераций. Так, для Москвы маршрут по Химкинскому водохранилищу от Северного речного вокзала до Захарково по сравнению с другими видами транспорта сокращает время в пути в 4-6 раз.
При этом если в крупных городах европейской части России водный транспорт дополняет другие виды, то для регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в условиях отсутствия автомобильных и железных дорог он становится безальтернативным. Чрезвычайную социальную значимость перевозки водным транспортом имеют и для островных территорий, таких как Сахалин, Курилы, Диксон, Кижи.
Сегодня регионы, заинтересованные в развитии водного транспорта в качестве общественного, обновляют флот, заказывают новые современные суда, при проектировании которых учитываются нужды маломобильных граждан. Кроме того в 2023 году вы Москве и Красноярске появились новые маршруты, обслуживаемые электросудами, что делает данный вид транспорта еще более экологичным.
По словам заместителя руководителя Росморрчефлота Константина Анисимова, на Волге развитием водного пассажирского сообщения сегодня занимаются в основном три компании. Это «Водолет» (Нижегородская область), «Флот РТ» (Татарстан) и Чебоксарский речной порт (Чувашия). Данные компании занимаются как перевозками внутри своих регионов, так и за их пределами, осваивая межрегиональные маршруты.
«Параллельно идет работа по выделению финансирования. Предполагается, что 2/3 стоимости билета будет субсидироваться из региональных бюджетов, а 1/3 — из  федерального. Пока что это касается только маршрутов на Волге, но постепенно мы перейдем и на другие регионы. Кроме того, некоторые субъекты РФ сообщили, что пока что справляются самостоятельно, без федерального финансирования», — рассказал Константин Анисимов.
Анна Исаева в свою очередь уточнила, что инфраструктурные издержки для освоения пассажиропотока на водном транспорте в разы меньше, чем  для других видов транспорта, в том числе железнодорожного. 
Кстати
Президентом России Владимиром Путиным 30 июля 2023 года был подписан перечень поручений по развитию судоходства. Часть из них касается мер, которые необходимо предпринять для развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом. Так, правительству РФ совместно с руководством заинтересованных субъектов поручено разработать маршрутную сеть на Единой глубоководной системе европейской части России, определить основные пункты посадки/высадки пассажиров, потенциальные объемы перевозок, необходимое количество и типы судов, принять решения, направленные на развитие инфраструктуры внутренних водных путей и портов, включая объекты зарядной инфраструктуры.

 

Фото с сайта "ВодоходЪ Экспресс"

 

В соответствии с Транспортной стратегией РФ до 2030 года сегодня перед региональными и федеральными властями стоит задача повышения роли данного вида транспорта в жизни населения. Этому вопросу была посвящена отдельная сессия в рамках  форума «Общественный транспорт», проводимого Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Государственной транспортной лизинговой компанией.

Модерировала мероприятие А.А. Исаева - директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», председатель Общественного совета при Росморречфлоте, выступившая с докладом о текущем состоянии регулярных перевозок пассажиров морским и внутренним водным транспортом. Спикерами выступили: К.О. Анисимов - заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта,   А.Р. Чумарин - генеральной директор акционерного общества «Северречфлот», Д.В. Куклин - заместитель директора Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Агентство внешнего транспорта»,  В.В. Якунчиков - директор научно-образовательного центра морского, внутреннего водного транспорта и технологий автономного судовождения Российского университета транспорта. 

НУЖЕН НОВЫЙ ФЛОТ

Если говорить о динамике перевозок внутренним водным и морским транспортом, то в XXI веке максимум был достигнут в 2001 году, когда пассажиропоток составил 27,4 млн. Долгие годы перевозки морем не превышали 1 млн человек. Но в 2014 году был достигнут семикратный прирост, а в 2016-м количество пассажиров на море и реке практически сравнялись на уровне 13,5 млн и 13 млн человек соответственно. В 2018 году, после открытия автодорожной части Крымского моста, перевозки пассажиров морем сократились.

«Регулярные перевозки морем осуществляются в таких регионах, как  Мурманская, Архангельская, и Сахалинская области, Камчатский, Приморский, Краснодарский и Красноярский края, Крым, Чукотский автономный округ и в других. При этом используются как пассажирские, так и грузопассажирские суда различных проектов. В 2022 году объем перевозок морем превысил 4,5 млн человек, из них подавляющее большинство (4,4 млн) было перевезено на каботажных линиях», — говорит директор по судоходной политике Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства», председатель Общественного совета при Росморречфлоте Анна Исаева.

Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом за последние 10 лет достигал максимума в 2016 году — 13,5 млн. человек. И с тех пор сокращается. Так, в 2022 году показатель составил 10,5 млн, а по итогам семи месяцев 2023 года — 5,8 млн, что несколько ниже уровня прошлого года.

Основные причины сокращения — старение и выбытие флота, недостаточные темпы его обновления, проблемы с причалами.

Весной этого года правительство Ямало-Ненецкого автономного округа совместно с Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Российская палата судоходства» проанализировали данные о потребностях субъектов РФ в обновлении пассажирского флота. За основу была взята информация, полученная от 57 регионов. Анализ показал: до 2030 года для субъектов России необходимо построить свыше 140 пассажирских судов различного класса, а также более 100 плавучих причалов (дебаркадеров и понтонов). Есть  необходимость строительства, реконструкции и капитального ремонта не менее 55 стационарных причальных сооружений и открытие не менее 68 новых морских линий и речных маршрутов для улучшения транспортного обслуживания населения.

Росморречфлот в свою очередь оценивает потребности регионов в судах на ближайшие 10 лет в 680 ед., из которых примерно половина — пассажирские (в том числе круизные и туристические).

«Цифры, показывающие потребность в судах, разнятся. У нас был мартовский опрос, Росморречфлот проводил свой анализ позже. За короткий период — рост в  два с половиной раза, что говорит о востребованности данного вида транспорта», — считает Анна Исаева.

ЭКОЛОГИЧНО И БЫСТРО

Одно из преимуществ водного транспорта — сокращение времени в пути. Это наиболее актуально для населенных пунктов, расположенных вдали от мостовых переходов, а также для крупных городских агломераций. Так, для Москвы маршрут по Химкинскому водохранилищу от Северного речного вокзала до Захарково по сравнению с другими видами транспорта сокращает время в пути в 4-6 раз.

При этом если в крупных городах европейской части России водный транспорт дополняет другие виды, то для регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностях в условиях отсутствия автомобильных и железных дорог он становится безальтернативным. Чрезвычайную социальную значимость перевозки водным транспортом имеют и для островных территорий, таких как Сахалин, Курилы, Диксон, Кижи.

Сегодня регионы, заинтересованные в развитии водного транспорта в качестве общественного, обновляют флот, заказывают новые современные суда, при проектировании которых учитываются нужды маломобильных граждан. Кроме того в 2023 году вы Москве и Красноярске появились новые маршруты, обслуживаемые электросудами, что делает данный вид транспорта еще более экологичным.

По словам заместителя руководителя Росморрчефлота Константина Анисимова, на Волге развитием водного пассажирского сообщения сегодня занимаются в основном три компании. Это «Водолет» (Нижегородская область), «Флот РТ» (Татарстан) и Чебоксарский речной порт (Чувашия). Данные компании занимаются как перевозками внутри своих регионов, так и за их пределами, осваивая межрегиональные маршруты.«Параллельно идет работа по выделению финансирования. Предполагается, что 2/3 стоимости билета будет субсидироваться из региональных бюджетов, а 1/3 — из  федерального. Пока что это касается только маршрутов на Волге, но постепенно мы перейдем и на другие регионы. Кроме того, некоторые субъекты РФ сообщили, что пока что справляются самостоятельно, без федерального финансирования», — рассказал Константин Анисимов.

Анна Исаева в свою очередь уточнила, что инфраструктурные издержки для освоения пассажиропотока на водном транспорте в разы меньше, чем  для других видов транспорта, в том числе железнодорожного. 

КСТАТИ

Президентом России Владимиром Путиным 30 июля 2023 года был подписан перечень поручений по развитию судоходства. Часть из них касается мер, которые необходимо предпринять для развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом. Так, правительству РФ совместно с руководством заинтересованных субъектов поручено разработать маршрутную сеть на Единой глубоководной системе европейской части России, определить основные пункты посадки/высадки пассажиров, потенциальные объемы перевозок, необходимое количество и типы судов, принять решения, направленные на развитие инфраструктуры внутренних водных путей и портов, включая объекты зарядной инфраструктуры.

Фото с сайта "ВодоходЪ Экспресс"

Слайды с сессии «Концепция развития регулярного водного пассажирского

транспорта»
Слайды с сессии «Концепция развития регулярного водного пассажирскоготранспорта»