Егор Гладышев
Великим Волжским путем к могуществу России
С конференции «Транспорт и логистика-2023», прошедшей в Нижнем Новгороде
На конференции «Транспорт и логистика-2023» в Торгово-промышленной палате нижегородской области эксперты в области транспорта, представители бизнес-сообщества и регионов обсудили цели, задачи и перспективы, которые открывает программа «Великий Волжский путь». В докладах выступающих и в вопросах слушателей явственно звучала мысль о необходимости координации работы всех видов грузового транспорта для раскрытия потенциала международного транспортного коридора «Север – Юг» в пределах всех областей России, через которую он проходит. И, конечно, об особой роли водного транспорта говорили те, кто имеет к нему непосредственное отношение.
С докладом о роли ведущего транспортного вуза Поволжья в научной поддержке нацпроекта «Великий Волжский путь» выступил ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев.
"Реки Волга, Кама, Ока, на берегах которых расположены наши речные училища и вузы-филиалы, побуждают нас заниматься вопросами территориального промышленного и пространственного развития регионов, - рассказал ректор. - Повестка межрегиональных, экономических транспортных связей, становится не менее важной, чем промышленный технологический суверенитет нашей страны. Поэтому как межрегиональный транспортный университет мы стремимся участвовать в рабочих группах по решению сложных вопросов, посвященных и проекту «Великий Волжский путь», который призван продемонстрировать ощутимый мультипликативный (косвенный) эффект для экономики от обладания водными ресурсами".
Возвращаясь к теме научно-методической поддержки, Игорь Кузьмичев прокомментировал ряд научных исследований ВГУВТ, результаты которых позволяют с оптимизмом смотреть на возрождение внутреннего водного транспорта во всей системе Волжского бассейна. Это работы выполнены по заявкам хорошо известных отраслевых организаций (Волжское пароходство, Российская палата судоходства) и фонда развития Самарской области. Первая группа работ касается оценки грузовой базы, которая тяготеет к речным перевозкам, вернее сказать, к смешанному железнодорожно-водному сообщению. Оценка касалась как существующих, преимущественно экспортных грузопотоков, так и перспективных грузопотоков, обусловленных ростом производства в крупных промышленных корпорациях и кластерах. Отдельно делалась оценка грузопотоков для ситуации, когда снимется наболевшая проблема низких глубин на участке Городецкого гидроузла. В работе ученые университета не рассматривали вопрос, каким способом будет достигнута гарантированная глубина. Но их оценки с ожидаемым и поэтапным приростом говорят о плюс 48 млн. тонн к существующим ныне 70 млн. тонн перевозок в границах Единой глубоководной системы Европейской части России.
Выводы говорят об инвестиционной привлекательности такой темы, как создание портовых транспортно-логистических центров, а также и судостроения - плюс 600 единиц самоходного и несамоходного флота, необходимых для освоения данного объема перевозок.
Другая группа работ касалась оценки экономического мультипликативного эффекта от судоходства. Могущество России будет прирастать флотом, в том числе торговым. Тем, который строится на верфях, и тем, который переходит под российский флаг. Флот – это высокооплачиваемые рабочие места и косвенный экономический эффект для судостроительной отрасли, судоремонта и смежных видов транспорта. Экономисты Волжского университета защитили методику продления льгот и государственной поддержки судоходства и судостроения. Ректор выразил уверенность, что эта научная работа может быть интересна при обосновании инвестиций и предложений, поступивших в адрес секретариата проекта «Великий Волжский путь», созданного при Госсовете по направлению «Транспорт».
На сегодняшний день в секретариат проекта поступило около 200 предложений, главным образом, от регионов, общественных организаций, Союза транспортников России. Большая часть из них направлена на кооперацию всех видов транспорта.
"От имени ведущего транспортного университета Поволжья могу высказать пожелание, чтобы такие задачи, как исследование причальной инфраструктуры или организация федеральной речной компании, выполнялись по системе государственных контрактов и государственного финансирования, – подытожил Игорь Кузьмичев. – Наши ученые готовы проводить обоснования комплексных инвестиционных проектов создания транспортно-логистических мультимодальных центров. На наш взгляд, логистическим центром и должен являться современный речной порт – визитная карточка крупного промышленного мегаполиса. Как это было раньше в Нижнем Новгороде".
В работе форума также приняли участие вице-президент Союза транспортников России, выпускник ВГУВТ, Евгений Казанцев, доклад которого «Цели, задачи и вызовы проекта «Великий Волжский путь» вызвал активное обсуждение на конференции. По мнению докладчика, грузовая составляющая проекта была минимизирована в угоду туристической, а река-труженица Волга, которая пока используется в своих минимальных возможностях, имеет большой потенциал именно как дорога, по которой должны идти грузы. Он также высказал опасение, что средства, выделенные на программу, попадая в распоряжение регионов, будут потрачены на создание красивых набережных и развлекательную инфраструктуру, а проблемы самого судоходства останутся нерешенными.
Словно для того, чтобы развеять опасения предыдущего докладчика слово для выступления было предоставлено секретарю рабочей группы по программе «Великий Волжский путь», министру промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илье Волынскому. В докладе «Международный транспортный коридор «Север - Юг» как драйвер программы «Великий Волжский путь» и основа социально-экономического развития регионов Волжского бассейна» он показал пример заинтересованной работы регионов с воднотранспортной составляющей.
"Помимо чисто коммерческих выгод, налогов в бюджеты всех уровней самым главным является рост заказов на наших судостроительных предприятиях, - доложил Илья Волынский. - Об эффективности работы транспортного коридора «Север – Юг» говорят цифры: по данным прошлого года суммарный объем перевалки грузов через порты Астрахань и Оля вырос на 15 процентов, положительная динамика сохраняется и в текущем году: за первые месяцы 2023 года мы видим рост около 35 процентов, активизировались контейнерные перевозки, транзитные возможности коридора стали использоваться более продуктивно".
Ведущими партнерами в сфере внешней торговли РФ становятся прикаспийские государства. Каждый год наблюдается рост грузооборота с Ираном, увеличивается перевалка белорусских грузоотправителей. С участием Минтранса РФ прошли четырехсторонние переговоры по организации регулярной судоходной линии между Россией и Туркменистаном с участием Узбекистана, Кыргызстана. Это тоже будет способствовать эффективной работе транспортного коридора.
В работе конференции также приняли участие генеральный директор Волжского пароходства Павел Виноградов с докладом «Экономика речных грузоперевозок», первый заместитель начальника Горьковской железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Олег Лукоянов, руководители транспортно-логистических предприятий, грузоотправители, представители банковского сектора, страховых и лизинговых компаний.
По итогам конференции будет выработана резолюция, которая поступит в ТПП РФ и в секретариат проекта. Площадка ТПП Нижегородской области, опираясь на поддержку транспортных ассоциаций, союза транспортников России, секретариата проекта «Великий Волжский путь» будет обобщать предложения науки и бизнеса.
Фото Павла Бурноса с сайта ВГУВТ
В мае 2022 года Президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу Астраханской области о реализации программы комплексного социально-экономического развития регионов, расположенных на Волге.
Программа имеет потенциал межрегионального проекта социально-экономического развития – регионы Волжского бассейна имеют существенное значение для обеспечения устойчивого развития, территориальной целостности, безопасности страны.
Секретариат уже обработал более 150 предложений от членов рабочей группы по 13 направлениям: оздоровление Волги и экологии в целом, обновление флота, увеличение инвестиционной и туристической привлекательности территорий, реконструкция объектов транспортной инфраструктуры.
Правительством создан координационный орган под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова для обсуждения межведомственных вопросов по комплексному развитию регионов Волжского бассейна как единой геостратегической территории «Великий Волжский путь».
На конференции «Транспорт и логистика-2023» в Торгово-промышленной палате нижегородской области эксперты в области транспорта, представители бизнес-сообщества и регионов обсудили цели, задачи и перспективы, которые открывает программа «Великий Волжский путь». В докладах выступающих и в вопросах слушателей явственно звучала мысль о необходимости координации работы всех видов грузового транспорта для раскрытия потенциала международного транспортного коридора «Север – Юг» в пределах всех областей России, через которую он проходит. И, конечно, об особой роли водного транспорта говорили те, кто имеет к нему непосредственное отношение.
С докладом о роли ведущего транспортного вуза Поволжья в научной поддержке нацпроекта «Великий Волжский путь» выступил ректор ВГУВТ Игорь Кузьмичев.
"Реки Волга, Кама, Ока, на берегах которых расположены наши речные училища и вузы-филиалы, побуждают нас заниматься вопросами территориального промышленного и пространственного развития регионов, - рассказал ректор. - Повестка межрегиональных, экономических транспортных связей, становится не менее важной, чем промышленный технологический суверенитет нашей страны. Поэтому как межрегиональный транспортный университет мы стремимся участвовать в рабочих группах по решению сложных вопросов, посвященных и проекту «Великий Волжский путь», который призван продемонстрировать ощутимый мультипликативный (косвенный) эффект для экономики от обладания водными ресурсами".
Возвращаясь к теме научно-методической поддержки, Игорь Кузьмичев прокомментировал ряд научных исследований ВГУВТ, результаты которых позволяют с оптимизмом смотреть на возрождение внутреннего водного транспорта во всей системе Волжского бассейна. Это работы выполнены по заявкам хорошо известных отраслевых организаций (Волжское пароходство, Российская палата судоходства) и фонда развития Самарской области. Первая группа работ касается оценки грузовой базы, которая тяготеет к речным перевозкам, вернее сказать, к смешанному железнодорожно-водному сообщению. Оценка касалась как существующих, преимущественно экспортных грузопотоков, так и перспективных грузопотоков, обусловленных ростом производства в крупных промышленных корпорациях и кластерах. Отдельно делалась оценка грузопотоков для ситуации, когда снимется наболевшая проблема низких глубин на участке Городецкого гидроузла. В работе ученые университета не рассматривали вопрос, каким способом будет достигнута гарантированная глубина. Но их оценки с ожидаемым и поэтапным приростом говорят о плюс 48 млн. тонн к существующим ныне 70 млн. тонн перевозок в границах Единой глубоководной системы Европейской части России.
Выводы говорят об инвестиционной привлекательности такой темы, как создание портовых транспортно-логистических центров, а также и судостроения - плюс 600 единиц самоходного и несамоходного флота, необходимых для освоения данного объема перевозок.
Другая группа работ касалась оценки экономического мультипликативного эффекта от судоходства. Могущество России будет прирастать флотом, в том числе торговым. Тем, который строится на верфях, и тем, который переходит под российский флаг. Флот – это высокооплачиваемые рабочие места и косвенный экономический эффект для судостроительной отрасли, судоремонта и смежных видов транспорта. Экономисты Волжского университета защитили методику продления льгот и государственной поддержки судоходства и судостроения. Ректор выразил уверенность, что эта научная работа может быть интересна при обосновании инвестиций и предложений, поступивших в адрес секретариата проекта «Великий Волжский путь», созданного при Госсовете по направлению «Транспорт».
На сегодняшний день в секретариат проекта поступило около 200 предложений, главным образом, от регионов, общественных организаций, Союза транспортников России. Большая часть из них направлена на кооперацию всех видов транспорта.
"От имени ведущего транспортного университета Поволжья могу высказать пожелание, чтобы такие задачи, как исследование причальной инфраструктуры или организация федеральной речной компании, выполнялись по системе государственных контрактов и государственного финансирования, – подытожил Игорь Кузьмичев. – Наши ученые готовы проводить обоснования комплексных инвестиционных проектов создания транспортно-логистических мультимодальных центров. На наш взгляд, логистическим центром и должен являться современный речной порт – визитная карточка крупного промышленного мегаполиса. Как это было раньше в Нижнем Новгороде".
В работе форума также приняли участие вице-президент Союза транспортников России, выпускник ВГУВТ, Евгений Казанцев, доклад которого «Цели, задачи и вызовы проекта «Великий Волжский путь» вызвал активное обсуждение на конференции. По мнению докладчика, грузовая составляющая проекта была минимизирована в угоду туристической, а река-труженица Волга, которая пока используется в своих минимальных возможностях, имеет большой потенциал именно как дорога, по которой должны идти грузы. Он также высказал опасение, что средства, выделенные на программу, попадая в распоряжение регионов, будут потрачены на создание красивых набережных и развлекательную инфраструктуру, а проблемы самого судоходства останутся нерешенными.
Словно для того, чтобы развеять опасения предыдущего докладчика слово для выступления было предоставлено секретарю рабочей группы по программе «Великий Волжский путь», министру промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илье Волынскому. В докладе «Международный транспортный коридор «Север - Юг» как драйвер программы «Великий Волжский путь» и основа социально-экономического развития регионов Волжского бассейна» он показал пример заинтересованной работы регионов с воднотранспортной составляющей.
"Помимо чисто коммерческих выгод, налогов в бюджеты всех уровней самым главным является рост заказов на наших судостроительных предприятиях, - доложил Илья Волынский. - Об эффективности работы транспортного коридора «Север – Юг» говорят цифры: по данным прошлого года суммарный объем перевалки грузов через порты Астрахань и Оля вырос на 15 процентов, положительная динамика сохраняется и в текущем году: за первые месяцы 2023 года мы видим рост около 35 процентов, активизировались контейнерные перевозки, транзитные возможности коридора стали использоваться более продуктивно".
Ведущими партнерами в сфере внешней торговли РФ становятся прикаспийские государства. Каждый год наблюдается рост грузооборота с Ираном, увеличивается перевалка белорусских грузоотправителей. С участием Минтранса РФ прошли четырехсторонние переговоры по организации регулярной судоходной линии между Россией и Туркменистаном с участием Узбекистана, Кыргызстана. Это тоже будет способствовать эффективной работе транспортного коридора.
В работе конференции также приняли участие генеральный директор Волжского пароходства Павел Виноградов с докладом «Экономика речных грузоперевозок», первый заместитель начальника Горьковской железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Олег Лукоянов, руководители транспортно-логистических предприятий, грузоотправители, представители банковского сектора, страховых и лизинговых компаний.
По итогам конференции будет выработана резолюция, которая поступит в ТПП РФ и в секретариат проекта. Площадка ТПП Нижегородской области, опираясь на поддержку транспортных ассоциаций, союза транспортников России, секретариата проекта «Великий Волжский путь» будет обобщать предложения науки и бизнеса.
Фото Павла Бурноса с сайта ВГУВТ