logo
Главная Судостроение и судоремонт Новости На УАЛ проекта 22220 «Урал» проведены испытания бортового измерительного комплекса будущего ледового навигатора

На УАЛ проекта 22220 «Урал» проведены испытания бортового измерительного комплекса будущего ледового навигатора

На УАЛ проекта 22220 «Урал» проведены испытания бортового измерительного комплекса будущего ледового навигатора
Фото с сайта издания «Страна Росатом»
На универсальном атомном ледоколе (УАЛ) проекта 22220 «Урал» проведены испытания опытного образца комплекса, который повысит точность прогнозов, необходимых при создании ледового навигатора. По результатам испытаний Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) в настоящее время формирует документацию для запуска приборов в серию. В частности, предполагается оснастить комплексами около 30 единиц арктических судов, сообщается в отраслевом издании госкорпорации «Росатом».
На «Урале» установили четыре измерительных блока: два по бортам, один на носу и один на корме. Герметичный термостабильный корпус комплекса обеспечивает функционирование измерительного блока при температуре воздуха до минус 50 градусов по Цельсию. Установка выполнена на основе лидара — лазера, способного осуществлять сканирование и измерения при неблагоприятных погодных условиях, пояснил заместитель гендиректора по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта ЦНИИМФ Александр Буянов. Луч выходит из блока бортового измерительного комплекса через оптическое зеленое стекло, излучение — в инфракрасном диапазоне, основная длина волны составляет 903 нм.
В реальном времени фиксируются значения пяти параметров ледовой обстановки: сплоченность льда, торосистость, толщину льда, ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок,  уточнил главный инженер проектов ЦНИИМФ Александр Проняшкин. В общей базе данных эти массивы привязаны к значениям момента измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана.
В ближайшей перспективе такие аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП). Система предполагает полную цифровизацию оформления разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризацию и управление работой флота.
На разработку и запуск цифровой экосистемы Севморпути из федерального бюджета на 2023-2024 годы будет выделено 3,8 млрд рублей. По словам заместителя главы дирекции Севморпути Максима Кулинко, в цифровую экосистему войдут четыре элемента: единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, летательные аппараты, которые поднимаются с ледокола и мониторят ледовую обстановку в радиусе 200 км, а также фонд данных. Всю работу планируется завершить в 2025 году.
Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».

На универсальном атомном ледоколе (УАЛ) проекта 22220 «Урал» проведены испытания опытного образца комплекса, который повысит точность прогнозов, необходимых при создании ледового навигатора. По результатам испытаний Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота (ЦНИИМФ) в настоящее время формирует документацию для запуска приборов в серию. В частности, предполагается оснастить комплексами около 30 единиц арктических судов, сообщается в отраслевом издании госкорпорации «Росатом».

На «Урале» установили четыре измерительных блока: два по бортам, один на носу и один на корме. Герметичный термостабильный корпус комплекса обеспечивает функционирование измерительного блока при температуре воздуха до минус 50 градусов по Цельсию. Установка выполнена на основе лидара — лазера, способного осуществлять сканирование и измерения при неблагоприятных погодных условиях, пояснил заместитель гендиректора по научной работе, развитию, экономике и экологии морского транспорта ЦНИИМФ Александр Буянов. Луч выходит из блока бортового измерительного комплекса через оптическое зеленое стекло, излучение — в инфракрасном диапазоне, основная длина волны составляет 903 нм.

В реальном времени фиксируются значения пяти параметров ледовой обстановки: сплоченность льда, торосистость, толщину льда, ширину судоходного канала и скорость схождения его кромок,  уточнил главный инженер проектов ЦНИИМФ Александр Проняшкин. В общей базе данных эти массивы привязаны к значениям момента измерений, что позволяет в динамике анализировать влияние ледовой ситуации на проводку каравана.

В ближайшей перспективе такие аппаратные комплексы станут частью цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП). Система предполагает полную цифровизацию оформления разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризацию и управление работой флота.

На разработку и запуск цифровой экосистемы Севморпути из федерального бюджета на 2023-2024 годы будет выделено 3,8 млрд рублей. По словам заместителя главы дирекции Севморпути Максима Кулинко, в цифровую экосистему войдут четыре элемента: единая платформа цифровых сервисов, бортовые измерительные комплексы, летательные аппараты, которые поднимаются с ледокола и мониторят ледовую обстановку в радиусе 200 км, а также фонд данных. Всю работу планируется завершить в 2025 году.

  • Северный морской путь — единая транспортная коммуникация России в Арктике. Он проходит вдоль северных берегов страны по морям Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), соединяет порты европейской части России и устья судоходных сибирских рек с Дальним Востоком. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года, в который вошло более 150 мероприятий. Общий объем финансирования — около 1,8 трлн рублей. Согласно плану, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн тонн, 2030 году — 150 млн тонн, 2035 году — 220 млн тонн.
  • Госкорпорация «Росатом» с 2018 года определена инфраструктурным оператором Северного морского пути и отвечает за организацию судоходства на СМП, строительство инфраструктурных объектов, навигационно-гидрографическое обеспечение и систему безопасности мореплавания в тяжелых арктических условиях. В контур дирекции СМП Росатома входят ФГУП «Атомфлот», ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГБУ «ГлавСевморпуть».

Фото с сайта издания «Страна Росатом»