logo
Главная Судостроение и судоремонт Новости В Общественной палате РФ обсудили необходимость внедрения программы бюджетного субсидирования судостроения

В Общественной палате РФ обсудили необходимость внедрения программы бюджетного субсидирования судостроения

В Общественной палате РФ состоялись общественные слушания «О мерах по выполнению решения заседания Президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей (ВВП) в части разработки мер по обеспечению долгосрочной господдержки строительства в РФ гражданских судов». В ходе слушаний участники обсудили текущее состояние отрасли водного транспорта и судостроения, рассмотрены механизмы господдержки строительства и лизинга судов в России, а также вопросы экологии.

Член Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев считает, что отечественная судостроительная отрасль не справляется с объемом внутреннего спроса на суда по причине ограниченных технических возможностей и высокого износа (около 70%) оборудования средств производства.

«Поднимаемые сегодня вопросы требуют тщательного рассмотрения и не просто пролонгации существующей стратегии, а разработки и реализации дополнительных мер поддержки российского судостроения и стимулирования сбыта судов отечественной постройки. Считаю, необходима новая система развития судостроительной и судоходной отрасли. Почему за рубежом действует, а у нас нет?», - сказал Евгений Казанцев.

По его мнению, одним из вариантов эффективных решений может стать механизм лизинга, который позволяет организовать финансирование строительства судов на российских верфях и является наиболее эффективным способом закупки судов в сравнении с альтернативными способами приобретения водного транспорта.

«Нами неоднократно отмечалось, что на сегодняшний день судоходные компании не в состоянии самостоятельно профинансировать строительство судов в силу своего неблагополучного финансового состояния, а кредитные организации не готовы брать на себя риски. Необходимо проработать вопросы с учетом всего комплекса поручений, данных президентом на заседании Президиума Госсовета, охватывая всю судостроительную и судоходную отрасль, лизинг — это лишь небольшая часть проблем», — отметил Евгений Казанцев.

Он также обратил внимание, что российские судостроительные заводы испытывают трудности с организацией финансирования строительства судов и получением банковских гарантий возвращения авансового платежа в случае невыполнения заказа на постройку судна.

В свою очередь заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк отметил: «Сегодня наша задача — обеспечить нормальное функционирование отрасли и обеспечить эффективный процесс модернизации грузовой и пассажирской инфраструктуры, а также проведение мероприятий по финансированию судовладельцев для подъема отрасли за счет российского производства. Необходимы «длинные деньги» — лизинг и низкие процентные ставки, которые позволят участникам рынка кредитоваться и при этом зарабатывать. Также хотел бы остановиться на поручении президента, но не на повышении тарифов на перевозки на речном транспорте, а на оптимизации системы. Эти условия будут способствовать не только строительству отечественного флота, но и развитию конкурентной среды на российском рынке».

Участники встречи отметили, что вопрос необходимо рассматривать в «треугольнике» — грузовая база, речной флот и внутренние пути. Весь процесс надо рассматривать именно в совокупности этих трех аспектов.

Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов обратил внимание на острый вопрос по определению адресата, куда будут направлены бюджетные средства для решения проблем ВВП.

«Проблемы надо решать всем вместе и на государственном уровне. Необходимо гарантировать, что один рубль бюджетных денег, потраченный на строительство судов, вернется тремя рублями стоимости построенного водного транспорта. Ранее было отмечено, что для финансирования программы потребуются бюджетные инвестиции в размере 33 млрд руб., это примерно 160-180 ед. новых судов и пароходов», — сказал Алексей Рахманов.

Присутствовавший на мероприятии генеральный директор Московского инженерного бюро Геннадий Егоров рассказал о том, что российский гражданский флот характеризуется высокими показателями среднего возраста судов. Многие суда значительно превысили плановые сроки службы и по своему физическому и моральному состоянию не соответствуют современным требованиям по безопасности.

«Сейчас заводы работают, строятся новые суда, но в эксплуатации в большинстве своем — старая техника. По статистическим данным, аварии и катастрофы происходят с судами, возраст которых превышает порог 14 лет, пик приходится на 20-25 лет. При этом в работе очень много судов, которые эксплуатируются около 35-40 лет и даже более 50 лет. Они до сих пор имеют эксплуатируемые классы и востребованы на рынке. Сейчас также активно происходит утилизация судов. Списание и утилизация идет в Турцию», — рассказал Геннадий Егоров.

Все доклады и выступления будут проанализированы, проработаны и в результате будут учтены в итоговой резолюции. Документ предполагается направить в директивные органы и уполномоченные ведомства для дальнейшей работы, сообщает пресс-служба Общественной палаты РФ.