logo
Главная Сервис для судоходства Новости Единая платформа цифровых сервисов на СМП будет введена в постоянную эксплуатацию в декабре 2024 года — Росатом

Единая платформа цифровых сервисов на СМП будет введена в постоянную эксплуатацию в декабре 2024 года — Росатом

Единая платформа цифровых сервисов на СМП будет введена в постоянную эксплуатацию в декабре 2024 года — Росатом
Прототип Единой платформы цифровых сервисов на Северном морском пути (ЕПЦС СМП) будет готов до конца 2022 года. Сама система будет готова и введена в постоянную эксплуатацию в декабре 2024 года, сообщил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Об этом сообщила Дирекция СМП Госкорпорации «Росатом».
ЕПЦС СМП позволит существенно повысить безопасность и прогнозируемость судоходства в акватории СМП, обеспечит диспетчеризацию судоходства в целях организации гарантированной проводки в ледовых условиях всех судов, осуществляющих логистику в акватории СМП.
Также платформа будет иметь несколько цифровых сервисов, не имеющих аналогов в России и мире. Это прежде всего «автоматический ледовый роутинг» или «автоматическая адаптивная маршрутизация в ледовых условиях».
«ЕПЦС СМП позволит Корпорации «Росатом» выполнять предписанные правительством Российской Федерации функции по управлению плаванием в акватории СМП, в том числе проводку судов, разработку маршрутов плавания судов, предоставление капитанам судов детальной информации о ледовой обстановке, рекомендованных путях следования, предупреждений об особо опасных ледовых явлениях и т.д. Кроме того, в рамках ЕПЦС СМП будет создана отечественная система обеспечения электронными навигационными картами и другими видами геопространственной информации в акватории СМП, основанные на картографической продукции, не зависящий от внешней конъюнктуры», — подчеркнул председатель управляющего совета проекта ЕПЦС СМП Максим Кулинко.
В настоящее время ведется разработка первой очереди ЕПЦС СМП — создание единой технологической платформы и базового функционала по 9 подсистемам: безопасность мореплавания; управление судоходством; навигационно-гидрографическое обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка; аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП; управление инфраструктурой СМП; информационное обеспечение грузоперевозок; маркетплейс сервисов в акватории СМП; экологический мониторинг акватории СМП.
Важнейшим инструментом обеспечения комплексной безопасности судоходства в акватории СМП является механизм выдачи/приостановки/изменения/отзыва разрешений на плавание в акватории СМП. Данные разрешения выдаются заявителям (судоходным компаниям) в зависимости от ледового класса судна как на определенный срок, так и на отдельные рейсы. Но контроль со стороны уполномоченного органа осуществляется за каждым рейсом судна путем определения соответствия ледового класса судна его возможностям осуществить запланированный маршрут через лед того или иного типа (тяжелые, средние, легкие). Если состояние ледовой обстановки меняется, то разрешение на плавание в акватории СМП может быть приостановлено, изменено или даже отменено. При этом, если судно уже находится в акватории СМП капитану судна или судовладельцу будет предложено изменить запланированный маршрут с целью непопадания в ледовые условия, опасные для данного типа судна.
Полную информационную поддержку данному процессу будет осуществлять ЕПЦС СМП, в том числе в автоматизированном режиме, чтобы снизить влияние человеческого фактора и обеспечить многофакторный анализ в быстроменяющейся неопределенной обстановке.
Работа над ЕПЦС СМП была начата в 2020 году. В 2021 году была создана концепция единой платформы, которая была проработана со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и крупнейшими компаниями, осуществляющими свою деятельность в Арктике.
«В рамках перечня работ первой очереди на 2022 год запланировано создание функционального прототипа системы. По плану он должен быть готов в октябре-ноябре», — отметил Максим Кулинко.
После введения ЕПЦС СМП в эксплуатацию пользователи смогут получать всю необходимую информацию для повышения безопасности и эффективности судоходства в «едином окне». Создание первой очереди финансируется Госкорпорацией «Росатом» в объеме 1,4 млрд руб.
Параллельно с работами первого этапа в 2023-м начнется работа по второй очереди ЕПЦС СМП. В нее входит создание расширенного функционала, предполагающего существенное повышение автоматизации цифровых сервисов и создание открытой экосистемной среды, позволяющей разработчикам регламенто публиковать новые или дорабатывать старые цифровые сервисы, которые при этом будутинтегрированы на единой технологической платформе. Окончание второй очереди запланировано также на конец 2024 года.
Проект ЕПЦС СМП в целом обойдется в сумму порядка 2,9 млрд руб., включая средства, выделенные из федерального бюджета.
Создание ЕПЦС СМП – это один из элементов Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны РФ на период до 2035 года. Госкорпорация «Росатом» определена правительством РФ ответственным исполнителем этой задачи.

Прототип Единой платформы цифровых сервисов на Северном морском пути (ЕПЦС СМП) будет готов до конца 2022 года. Сама система будет готова и введена в постоянную эксплуатацию в декабре 2024 года, сообщил заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Об этом сообщила Дирекция СМП Госкорпорации «Росатом».

ЕПЦС СМП позволит существенно повысить безопасность и прогнозируемость судоходства в акватории СМП, обеспечит диспетчеризацию судоходства в целях организации гарантированной проводки в ледовых условиях всех судов, осуществляющих логистику в акватории СМП.

Также платформа будет иметь несколько цифровых сервисов, не имеющих аналогов в России и мире. Это прежде всего «автоматический ледовый роутинг» или «автоматическая адаптивная маршрутизация в ледовых условиях».

«ЕПЦС СМП позволит Корпорации «Росатом» выполнять предписанные правительством Российской Федерации функции по управлению плаванием в акватории СМП, в том числе проводку судов, разработку маршрутов плавания судов, предоставление капитанам судов детальной информации о ледовой обстановке, рекомендованных путях следования, предупреждений об особо опасных ледовых явлениях и т.д. Кроме того, в рамках ЕПЦС СМП будет создана отечественная система обеспечения электронными навигационными картами и другими видами геопространственной информации в акватории СМП, основанные на картографической продукции, не зависящий от внешней конъюнктуры», — подчеркнул председатель управляющего совета проекта ЕПЦС СМП Максим Кулинко.

В настоящее время ведется разработка первой очереди ЕПЦС СМП — создание единой технологической платформы и базового функционала по 9 подсистемам: безопасность мореплавания; управление судоходством; навигационно-гидрографическое обеспечение; гидрометеорологическое обеспечение и ледовая обстановка; аналитическая информация по безопасности, эффективности функционирования и развитию СМП; управление инфраструктурой СМП; информационное обеспечение грузоперевозок; маркетплейс сервисов в акватории СМП; экологический мониторинг акватории СМП.

Важнейшим инструментом обеспечения комплексной безопасности судоходства в акватории СМП является механизм выдачи/приостановки/изменения/отзыва разрешений на плавание в акватории СМП. Данные разрешения выдаются заявителям (судоходным компаниям) в зависимости от ледового класса судна как на определенный срок, так и на отдельные рейсы. Но контроль со стороны уполномоченного органа осуществляется за каждым рейсом судна путем определения соответствия ледового класса судна его возможностям осуществить запланированный маршрут через лед того или иного типа (тяжелые, средние, легкие). Если состояние ледовой обстановки меняется, то разрешение на плавание в акватории СМП может быть приостановлено, изменено или даже отменено. При этом, если судно уже находится в акватории СМП капитану судна или судовладельцу будет предложено изменить запланированный маршрут с целью непопадания в ледовые условия, опасные для данного типа судна.

Полную информационную поддержку данному процессу будет осуществлять ЕПЦС СМП, в том числе в автоматизированном режиме, чтобы снизить влияние человеческого фактора и обеспечить многофакторный анализ в быстроменяющейся неопределенной обстановке.

Работа над ЕПЦС СМП была начата в 2020 году. В 2021 году была создана концепция единой платформы, которая была проработана со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и крупнейшими компаниями, осуществляющими свою деятельность в Арктике.
«В рамках перечня работ первой очереди на 2022 год запланировано создание функционального прототипа системы. По плану он должен быть готов в октябре-ноябре», — отметил Максим Кулинко.

После введения ЕПЦС СМП в эксплуатацию пользователи смогут получать всю необходимую информацию для повышения безопасности и эффективности судоходства в «едином окне». Создание первой очереди финансируется Госкорпорацией «Росатом» в объеме 1,4 млрд руб.

Параллельно с работами первого этапа в 2023-м начнется работа по второй очереди ЕПЦС СМП. В нее входит создание расширенного функционала, предполагающего существенное повышение автоматизации цифровых сервисов и создание открытой экосистемной среды, позволяющей разработчикам регламенто публиковать новые или дорабатывать старые цифровые сервисы, которые при этом будутинтегрированы на единой технологической платформе. Окончание второй очереди запланировано также на конец 2024 года.

Проект ЕПЦС СМП в целом обойдется в сумму порядка 2,9 млрд руб., включая средства, выделенные из федерального бюджета.

Создание ЕПЦС СМП – это один из элементов Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны РФ на период до 2035 года. Госкорпорация «Росатом» определена правительством РФ ответственным исполнителем этой задачи.