logo
Главная Профсреда Новости В СПбГМТУ открыты шесть лабораторий для решения технических и кадровых задач судостроения и морской робототехники

В СПбГМТУ открыты шесть лабораторий для решения технических и кадровых задач судостроения и морской робототехники

В Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ, Корабелка) открыли шесть учебных и научно-образовательных лабораторий в рамках реализации федерального проекта «Передовые инженерные школы» и программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», сообщила пресс-служба вуза.

В открытии принял участие секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, который в этот день также провел в Корабелке совещание с руководителями органов государственной власти и организаций по вопросам подготовки кадров для судостроения и кораблестроения с участием заместителя министра науки и высшего образования РФ Дмитрия Афанасьева и ректора СПбГМТУ Глеба Туричина.

Новый лабораторный парк занял более 1 500 кв. м и уже оснащен современным оборудованием, а сотрудники и студенты университета приступили к работе над проектами в области интеллектуальных цифровых систем, приборостроения, новых материалов и робототехники.

Так, передовая инженерная школа Корабелки «Индустрия 4.0» открыла три лаборатории. Таким образом, в парке школы теперь шесть действующих научных лабораторий.

Научно-образовательная лаборатория «Интеллектуальные передовые лазерные и электрофизические производственные технологии» заняла более 132 кв. м и оснащена промышленным роботом, лазером, плазменным оборудованием. Как отметил руководитель лаборатории Вячеслав Осипов, здесь можно не только производить и исследовать сварку или наплавку в различных пространственных положениях, но и отрабатывать технологии виртуально, с помощью цифрового двойника. Новый комплекс позволит студентам под руководством ученых вуза и лидеров отрасли разрабатывать оборудование для производства многокомпонентных и композиционных материалов, а также деталей сложной формы для морской техники.

Научно-образовательная лаборатория «Передовые цифровые технологии в судостроении» («Умное судостроение») призвана обеспечить цифровой суверенитет и кибербезопасность производств, разработку и применение в судостроении когнитивных технологий и технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, имитационного проектирования. Отдельное направление – исследование возможностей отечественных экзоскелетов для повышения производительности труда работников судостроительной отрасли через интеграцию их в единую систему управления технологическими процессами и производством.

Научно-образовательная лаборатория «Цифровые измерительные системы и технологии подводной робототехники» создана для изучения и разработки студентами измерительных систем и технологий, обеспечивающих современный уровень качества морской техники. Основной инструмент – измерительные платы. С одной стороны, их можно программировать на компьютерах, оснащенных особыми расширениями для работы с такими платами. С дорогой стороны, можно создавать и испытывать собственные элементы и образцы контрольно-управляющих приборов.

По программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» у вуза появились две новые лаборатории. Учебная лаборатория «Промышленная робототехника» нацелена на изучение промышленных робототехнических комплексов и их систем, включая системы управления, технического зрения, промышленные роботизированные системы, соответствующие технологическому укладу Индустрии 4.0.

Руководитель лаборатории Антон Жиленков рассказал, что в подразделении используют два самых современных промышленных робота: «Один из наших роботов – коллаборативный, то есть создан, чтобы ассистировать человеку. Второй робот сортирует детали на конвейерной линии: он располагается сверху и может распознавать и быстро перемещать объекты. Студенты учатся программировать эти роботы и применять в производстве. Также мы разрабатываем свои уникальные роботы, которые могут применяться в радиоэлектронной, медицинской, химической промышленности, в ракето- и судостроении, авиационном строении, двигателестроении. У нас даже есть проект производственной ячейки для беспилотников – мы готовимся полностью собрать дрон для полетов на дальние расстояния в Арктике».   Учебная лаборатория «Технологии приборостроения и производства подводных аппаратов» будет развивать компетенции инженеров-технологов в изготовлении, испытании и эксплуатации приборов для подводной робототехники и подводных аппаратов. В том числе лаборатория фокусируется на автоматизации производств, разработке материалов и оборудования, соответствующих алгоритмов и программ для расчета параметров технологических процессов.

По словам руководителя лаборатории, декана факультета морского приборостроения Дениса Кузнецова, здесь можно с нуля создать опытный робототехнический образец. Почти на ста квадратных метрах лаборатории расположены 20 учебных мест с ноутбуками, а также производственные зоны. Первая – зона производства корпусных конструкций. Здесь фрезерные станки с числовым программным управлением, токарный и сверлильный станки, 3D-принтеры. Вторая – зона сборки с верстаком и коллаборативным роботом, оснащенным техническим зрением. Третья – зона пайки и отладки, включающая паяльные станции, осциллограф и электронный микроскоп.

  • Новая учебная лаборатория появилась и на кафедре «Сварки судовых конструкций». Деятельность лаборатории направлена на развитие компетенций инженеров-технологов в области разработки технологических процессов сборки и сварки судовых конструкций и изделий судового машиностроения, организации и подготовки сварочного производства, организации, разработки и внедрения в производство прогрессивных методов сварки, новых сварочных материалов и оборудования, обеспечивающих сокращение затрат труда, соблюдение требований охраны окружающей среды, экономию материальных и энергетических ресурсов.

 

Фото предоставлено пресс-службой СПбГМТУ