logo
Главная Профсреда Новости Судостроители и судоремонтники Приморья обсудили проблемы кадрового голода в отрасли

Судостроители и судоремонтники Приморья обсудили проблемы кадрового голода в отрасли

Судостроители и судоремонтники Приморья обсудили пути решения проблемы кадрового голода в отрасли
Представители судостроительных и судоремонтных предприятий, образовательных учреждений, а также правительства Приморского края обсудили кадровую ситуацию в сфере судостроения и судоремонта, а также пути решения проблемы кадрового голода в рамках круглого стола «Подготовка рабочих кадров для предприятий судостроительной и судоремонтной отрасли на базе учебного центра колледжа ВГУЭС при поддержке правительства Приморского края». Мероприятие прошло на территории АО «Восточная верфь», сообщила пресс-служба предприятия. 
На мероприятии выступили руководители Восточной верфи, Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, судостроительного комплекса «Звезда», Находкинского судоремонтного завода, Ливадийского ремонтно-судостроительного завода, а также представители структур среднего профессионального образования ВГУЭС. Также мероприятие посетили заместитель министра промышленности и торговли Приморского края Алексей Пикалов и советник заместителя председателя  краевого правительства Екатерина Сиволовская. 
Врио Генерального директора АО «Восточная верфь» Александр Лысенко призвал участников круглого стола честно говорить о сложившейся ситуации: «Мы находимся, если честно, на грани кадровой катастрофы. На предприятиях выпадает среднее звено, остаются либо выпускники без особого опыта, которых ещё нужно учить и учить, либо специалисты старше 60 лет, которые уже не могут долго работать в силу здоровья. Если не поставить на поток подготовку квалифицированных кадров, судостроительную отрасль на Дальнем Востоке можно будет попросту хоронить. Именно поэтому мы собрались здесь, чтобы создать углубленный симбиоз между бизнесом, образованием и властью, чтобы оперативно решить надвигающуюся проблему. Сегодня это вопрос экономического развития нашего региона". 
Представители судостроительно-судоремонтной отрасли отметили острую нехватку специалистов по широкой номенклатуре рабочих профессий: недостаточно квалифицированных сварщиков, сборщиков корпусов судов, трубопроводчиков, маляров, изолировщиков и многих других работников. Не хватает и инженерно-технических работников, например, инженеров по нормированию труда. Собравшиеся представители согласились, что проблема общая и касается всех участников мероприятия.  
При этом кадры сегодня брать практически неоткуда. Верфи Санкт-Петербурга, Крыма, других городов центральной России наполняются заказами, поэтому привлечь вахтовиков из этих регионов уже не получается. Ужесточенное миграционное законодательство также сделало накладным привлечение специалистов из-за рубежа, например, Украины: приходится приобретать дорогостоящие патенты, тратить денежные и временные ресурсы на организационные и логистические моменты. А в период коронавируса «импорт» специалистов становится практически невозможным. Об этом рассказала заместитель генерального директора Восточной верфи по кадровой политике Елена Вохмина. При этом образовательные учреждения на данный момент не могут удовлетворить потребности судостроителей. А те студенты, которые выпускаются, получают вместе с дипломами повестки в военкомат, что ещё на год отодвигает получения заводами столь дефицитных специалистов, многие из которых остаются служить в армии по контракту — судостроители не могут конкурировать с теми зарплатами и льготами, которые предлагает Минобороны своим служащим. 
Судостроители и судоремонтники также поделились своим опытом участия в образовательных программах. Активно применяется целевое обучение, стажировка преподавателей и мастеров учебных заведений на заводах — это позволяет закрепить будущих выпускников за предприятиями, а также дать обучающему персоналу представление о потребностях предприятий, специфике современного судостроения и судоремонта. 
"Готовить кадры нужно очень быстро, исходя из интересов бизнеса. Он с охотой вложит свои ресурсы, если перспективы будут видны не в светлом будущем, а в течение года или быстрее, — высказал своё мнение о приоритетах развития образовательных программ председатель совета директоров Восточной верфи Геннадий Лазарев. — Нужно начать с курсовой подготовки, тогда нужные специалисты могут появиться уже к концу года. Дальше перейти к программам среднего профессионального образования для 11-классников, потом 9-классников, а в самом конце можно будет заняться активной кооперацией в сфере высшего образования". 
Также Геннадий Лазарев предложил обучать судостроителей не только во Владивостоке, но и в филиалах ВГУЭС по Приморскому краю. Например, специалистов для Находкинского судоремонтного завода можно будет обучать в непосредственной близости от предприятия, которому требуются специалисты. 
"Специалистов нужно учить не в колледжах и университетах, а в заводских цехах. Пришли в колледж, 1-2 дня поучили теорию, а остальное время работают на заводе, получают реальный опыт и навыки", — добавил Геннадий Лазарев. 
По итогам круглого стола участники мероприятия совместно решили начать борьбу с кадровым голодом с реализации курсового обучения по аналогии с недавно реализованной программой обучения поваров на базе колледжа ВГУЭС. 
Для обеспечения рестораторов кадрами правительство выделяет средства на обучение порядка 370 студентов, а также грант на обновление материально-технической базы для подготовки студентов кулинарных специальностей. Работодатели также обязались обеспечить будущих поваров продуктами для практической работы и должны будут трудоустроить этих студентов и принимать участие в их обучении в рамках мастер-классов, рассказала Екатерина Сиволовская.
Уже сейчас предприятия судостроительной отрасли готовят данные о кадровых потребностях на ближайшие 5 лет, а также возможности привлечения собственных человеческих, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения качественного образовательного процесса. Планируется, что при одобрении программы правительством Приморского края, первые группы начнут обучение и выпустятся уже в этом году. 
 
"Берём алгоритм, отработанный на поварах, адаптируем под трубопроводчиков, сварщиков, маляров, другие специальности, составляем программу и начинаем работать. Не надо ничего изобретать, давайте использовать уже разработанную и одобренную правительством и губернатором схему. Если мы пойдём по этому пути, вольёмся в уже существующий тренд, правительству будет сложно отказать судостроителям, — резюмировал Геннадий Лазарев шансы на успех программы. 
Насыщение судостроительных и судоремонтных предприятий требуемыми специалистами позволит не только повысить эффективность предприятий, но и снизить цены на строительство кораблей и судов для военных ведомств и коммерческих компаний. Ведь привлечение новых работников и сохранение действующих сотрудников в период кадрового голода требует значительных финансовых средств, что сказывается на конечной стоимости продукции предприятий. 
 

Представители судостроительных и судоремонтных предприятий, образовательных учреждений, а также правительства Приморского края обсудили кадровую ситуацию в сфере судостроения и судоремонта, а также пути решения проблемы кадрового голода в рамках круглого стола «Подготовка рабочих кадров для предприятий судостроительной и судоремонтной отрасли на базе учебного центра колледжа ВГУЭС при поддержке правительства Приморского края». Мероприятие прошло на территории АО «Восточная верфь», сообщила пресс-служба предприятия. 

На мероприятии выступили руководители Восточной верфи, Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, судостроительного комплекса «Звезда», Находкинского судоремонтного завода, Ливадийского ремонтно-судостроительного завода, а также представители структур среднего профессионального образования ВГУЭС. Также мероприятие посетили заместитель министра промышленности и торговли Приморского края Алексей Пикалов и советник заместителя председателя  краевого правительства Екатерина Сиволовская. 

Врио Генерального директора АО «Восточная верфь» Александр Лысенко призвал участников круглого стола честно говорить о сложившейся ситуации: «Мы находимся, если честно, на грани кадровой катастрофы. На предприятиях выпадает среднее звено, остаются либо выпускники без особого опыта, которых ещё нужно учить и учить, либо специалисты старше 60 лет, которые уже не могут долго работать в силу здоровья. Если не поставить на поток подготовку квалифицированных кадров, судостроительную отрасль на Дальнем Востоке можно будет попросту хоронить. Именно поэтому мы собрались здесь, чтобы создать углубленный симбиоз между бизнесом, образованием и властью, чтобы оперативно решить надвигающуюся проблему. Сегодня это вопрос экономического развития нашего региона". 

Представители судостроительно-судоремонтной отрасли отметили острую нехватку специалистов по широкой номенклатуре рабочих профессий: недостаточно квалифицированных сварщиков, сборщиков корпусов судов, трубопроводчиков, маляров, изолировщиков и многих других работников. Не хватает и инженерно-технических работников, например, инженеров по нормированию труда. Собравшиеся представители согласились, что проблема общая и касается всех участников мероприятия.  

При этом кадры сегодня брать практически неоткуда. Верфи Санкт-Петербурга, Крыма, других городов центральной России наполняются заказами, поэтому привлечь вахтовиков из этих регионов уже не получается. Ужесточенное миграционное законодательство также сделало накладным привлечение специалистов из-за рубежа, например, Украины: приходится приобретать дорогостоящие патенты, тратить денежные и временные ресурсы на организационные и логистические моменты. А в период коронавируса «импорт» специалистов становится практически невозможным. Об этом рассказала заместитель генерального директора Восточной верфи по кадровой политике Елена Вохмина. При этом образовательные учреждения на данный момент не могут удовлетворить потребности судостроителей. А те студенты, которые выпускаются, получают вместе с дипломами повестки в военкомат, что ещё на год отодвигает получения заводами столь дефицитных специалистов, многие из которых остаются служить в армии по контракту — судостроители не могут конкурировать с теми зарплатами и льготами, которые предлагает Минобороны своим служащим. 

Судостроители и судоремонтники также поделились своим опытом участия в образовательных программах. Активно применяется целевое обучение, стажировка преподавателей и мастеров учебных заведений на заводах — это позволяет закрепить будущих выпускников за предприятиями, а также дать обучающему персоналу представление о потребностях предприятий, специфике современного судостроения и судоремонта. 

"Готовить кадры нужно очень быстро, исходя из интересов бизнеса. Он с охотой вложит свои ресурсы, если перспективы будут видны не в светлом будущем, а в течение года или быстрее, — высказал своё мнение о приоритетах развития образовательных программ председатель совета директоров Восточной верфи Геннадий Лазарев. — Нужно начать с курсовой подготовки, тогда нужные специалисты могут появиться уже к концу года. Дальше перейти к программам среднего профессионального образования для 11-классников, потом 9-классников, а в самом конце можно будет заняться активной кооперацией в сфере высшего образования". 

Также Геннадий Лазарев предложил обучать судостроителей не только во Владивостоке, но и в филиалах ВГУЭС по Приморскому краю. Например, специалистов для Находкинского судоремонтного завода можно будет обучать в непосредственной близости от предприятия, которому требуются специалисты. 

"Специалистов нужно учить не в колледжах и университетах, а в заводских цехах. Пришли в колледж, 1-2 дня поучили теорию, а остальное время работают на заводе, получают реальный опыт и навыки", — добавил Геннадий Лазарев. 

По итогам круглого стола участники мероприятия совместно решили начать борьбу с кадровым голодом с реализации курсового обучения по аналогии с недавно реализованной программой обучения поваров на базе колледжа ВГУЭС. 

Для обеспечения рестораторов кадрами правительство выделяет средства на обучение порядка 370 студентов, а также грант на обновление материально-технической базы для подготовки студентов кулинарных специальностей. Работодатели также обязались обеспечить будущих поваров продуктами для практической работы и должны будут трудоустроить этих студентов и принимать участие в их обучении в рамках мастер-классов, рассказала Екатерина Сиволовская.

Уже сейчас предприятия судостроительной отрасли готовят данные о кадровых потребностях на ближайшие 5 лет, а также возможности привлечения собственных человеческих, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения качественного образовательного процесса. Планируется, что при одобрении программы правительством Приморского края, первые группы начнут обучение и выпустятся уже в этом году.  "Берём алгоритм, отработанный на поварах, адаптируем под трубопроводчиков, сварщиков, маляров, другие специальности, составляем программу и начинаем работать. Не надо ничего изобретать, давайте использовать уже разработанную и одобренную правительством и губернатором схему. Если мы пойдём по этому пути, вольёмся в уже существующий тренд, правительству будет сложно отказать судостроителям, — резюмировал Геннадий Лазарев шансы на успех программы. 

Насыщение судостроительных и судоремонтных предприятий требуемыми специалистами позволит не только повысить эффективность предприятий, но и снизить цены на строительство кораблей и судов для военных ведомств и коммерческих компаний. Ведь привлечение новых работников и сохранение действующих сотрудников в период кадрового голода требует значительных финансовых средств, что сказывается на конечной стоимости продукции предприятий.