В повышение безопасности морских портов планируется инвестировать 5 млрд руб. в течение двух лет
Росморпорт оценил уязвимость морских портов и планирует оснастить их новыми техническими средствами безопасности. Объем финансирования двухлетнего плана мероприятий по усилению безопасности составляет 5 млрд рублей, из которых 2,3 млрд рублей будут потрачены в 2024 году. Об этом корреспонденту «Российского судоходства» рассказал начальник отдела технических средств безопасности управления обеспечения безопасности ФГУП «Росморпорт» Андрей Голышев на конференции «Транспортная безопасность: экспертный диалог – 2023» в Москве.
По его словам, оценив актуальные и будущие угрозы портовой индустрии страны, Росморпорт инициировал новый план мер по обеспечению безопасности, где приоритет по известным причинам отдан южному бассейну, однако коснется всех портов, даже удаленных. «После того, как в сентябре 2022 года были внесены изменения в постановление №1651, нами были сделаны оценки уязвимости акваторий морских портов и изменены планы обеспечения транспортной безопасности. Подошел этап их реализации. Это комплекс мероприятий, который пройдет во всех морских портах страны. В первую очередь работа будет проведена в портах Черноморского бассейна. Общая смета — 5 млрд рублей. Сроки реализации — от двух до трех лет. На следующий год заложено 2,3 млрд рублей», — сказал он.
Поскольку сегодня порты, по его словам, наиболее уязвимы для атаки беспилотных аппаратов, основные технические нововведения относятся к оснащению портов системами их обнаружения. В качестве примера он привел атаки на черноморские порты беспилотными надводными аппаратами, которые из-за небольших размеров и маневренности почти невозможно обнаружить при помощи радиолокационной станции и тепловизора, и невозможно остановить боновыми заграждениями, через которые аппараты перепрыгивают. При этом, даже в случае обнаружения беспилотника, каких-либо специальных средств для остановки управляемых объектов у портовых служб нет. Первые системы, как говорит представитель Росморпорта, будут установлены в начале 2024 года. «По нашим оценкам в каждой акватории морского порта должна быть построена такая система контроля со штатом операторов», — уточняет он.
Для противодействия незаконному проникновению в акваторию портов будет увеличен служебный флот, за счет поставки нескольких десятков быстроходных судов. «Сегодня флот Росморпорта охватывает все порты, но его составляют в основном лоцманские катера, буксиры и ледоколы, — все эти суда мало пригодны для борьбы с нарушениями. Поэтому решено дооснастить порты судами, отвечающими новым требованиям, в первую очередь, это оснащенность и быстроходность. Что-то будет приобретено, что-то построено. Думаю, это несколько десятков судов, точно больше двадцати, в том числе суда на воздушной подушке для замерзающих акваторий», — сказал он. Для организации работы, по его словам, потребуется дополнительный штат, на каждое транспортное средство по четыре смены групп реагирования. Кроме того, будут закуплены «определенные спецсредства». Причем особое внимание, по его словам, будет уделено комплектации штата в северных и дальневосточных портах, часть запланированных средств пойдет на организацию условий труда.
Что касается проблем в реализации нового плана по безопасности, по мнению эксперта, это нормативные несоответствия. «Вопросов здесь очень много. Как, например, в морском порту Петропавловск-Камчатский, имеющем огромную протяженность акватории более 2 тыс. км, разделенной на 17 участков, обеспечить 17 групп реагирования, притом, что там нет ни инфраструктуры, ни трудовых ресурсов? Поэтому мы намерены поднимать вопрос в правительстве, чтобы новые правила были пересмотрены и скорректированы. Для начала нужно ввести категоризацию акваторий. Это поможет избежать излишних расходов», — заключает он.