На строительстве Багаевского гидроузла для проведения батиметрической съемки планируется использовать беспилотный водоплавающий дрон
Для проведения батиметрической съемки (промеры глубин) при строительстве Багаевского гидроузла (БГУ) в Ростовской области будет использоваться беспилотный водоплавающий дрон. Беспилотник позволяет получить точные данные о рельефе дна и водной поверхности при минимальном участии человека, сообщает пресс-служба АО «Стройтрансгаз».
Геодезисты объекта прошли обучение и приступили к эксплуатации водоплавающего дрона. Согласно требованиям государственного контракта, специалисты должны проводить русловые съемки до начала работ, во время их проведения и по окончании.
Обычно промеры глубин выполняются вручную при помощи водомерной рейки или командой из двух человек на лодке с помощью эхолота и GPS/ГЛОНАСС-приемника. С помощью дрона все промеры может выполнить один специалист, не выходя на реку. Использование дрона позволяет выполнять визуальный контроль форм рельефа на протяжении всех работ по дноуглублению, получить промежуточные результаты, а по завершении работ — конечные результаты.
До начала работ по дноуглублению русла реки необходимо получить данные о рельефе дна для уточнения объема работ. Согласно данным проектной документации при строительстве БГУ и устройства Багаевского водохранилища руслового типа предусмотрено дноуглубление на 23 участках. В общей сложности с учетом спрямления русла планируется разработать более 2,1 млн куб. м в верхнем бьефе, почти 645 тыс. куб. м грунта в нижнем бьефе и более 4 тыс. — в створе гидроузла. Карты подводного рельефа являются важным источником информации для оптимизации работ на воде.
Возведение Багаевского гидроузла в створе Дона на 3089 км судового хода Единой глубоководной системы (ЕГС) началось в 2018 году. Цель — повышение транспортной доступности и улучшения условий работы водохозяйственного комплекса донского региона, а также обеспечение надежности и безопасности судоходства крупнотоннажного флота на Нижнем Дону. Планируемая дата окончания строительства — четвертый квартал 2024 года. Гидроузел начнет функционировать с начала навигационного периода 2025 года.
В состав строящегося гидроузла входят: судоходный шлюз с центральным пунктом управления, верхним и нижним подходными каналами с причально-направляющими сооружениями, водосбросная и земляная плотины, рыбоходно-нерестовый канал меандрирующей формы и рыбопропускной шлюз, объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения, поселок для эксплуатирующего персонала. Для обеспечения безопасности судоходства устраиваются руслорегулирующие дамбы, для предотвращения развития эрозионных процессов (размыв и обрушение) берегов, от воздействия судовой волны и снижению негативного воздействия вод на население, проживающее в данных районах – дамбы берегоукрепления. В целях обеспечения гарантированных габаритов пути (глубина 4 м, ширина 80 м, радиус закругления 500 м) на участке от створа Кочетовского гидроузла на 3004,5 км судового хода ЕГС до створа Багаевского гидроузла на 3089 км предусмотрены дноуглубительные работы и спрямление русла реки.
Фото с сайта АО «Стройтрансгаз»