Пономаревы - Новиковы
Председатель Совета Ассоциации профсоюзных организаций водных путей, гидросооружений и судоходства
Автор: Татьяна Желтенко, ФБУ «Администрация «Волго-Дон».
Династия Пономаревых - Новиковых
В 1948 году началось грандиозное строительство канала от Волги до Дона. За три с половиной года Волго-Донской судоходный канал был построен и введен в эксплуатацию. В мировой практике не было равных примеров таких высоких темпов гидростроительства. О трудовых подвигах строителей Волго-Дона ходили легенды.
Официальное открытие Волго-Донского судоходного канала состоялось 27 июля 1952 года. Канал вступил в строй водных путей России.
На смену строителям канала прибыли эксплуатационники. Они с честью продолжили славные традиции строителей Волго-Дона. Сегодня Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) – ФБУ «Администрация «Волго-Дон» - успешная организация.
К Волго-Дону прикипают всем сердцем, всей душой, наверное, поэтому здесь работает немало трудовых династий, среди которых династия Новиковых.
Основатель династии – Пономарев Павел Алексеевич. Участник Первой мировой и Великой Отечественной войн. Павел Алексеевич всю жизнь трудился кузнецом в Средне-Донском техническом участке пути с 1929 г. В 1942 году Павел Алексеевич ушел на фронт, но долго повоевать ему не пришлось. Он был тяжело контужен и демобилизован. Кузнец – богатырь возвратился домой беспомощным ребенком. Но любовь и забота семьи и жены, Раисы Финогеновны, сотворили чудо. В 1944 году Пономарев Павел Алексеевич смог вернуться на работу. Во время строительства Волго-Донского судоходного канала технический участок выполнял заказы Волгодонстроя, в 1957 году СДТУП (Средне-Донской технический участок пути) вошел в состав Донского района гидросооружений – филиала ВДСК, где до выхода на пенсию в 1959 году работал кузнецом Павел Алексеевич.
Дочь Пономарева Анна Павловна пришла работать в Управление строительством канала, которое располагалось в Калаче-на-Дону, секретарем-машинисткой. В те годы на Волго-Дон ехала молодежь со всей страны, а местные жители, конечно, мечтали участвовать в строительстве. Анна Павловна гордилась тем, что и она вносит свой вклад в такое великое дело. Здесь же, на стройке Анна Павловна встретила и своего будущего мужа, Новикова Дмитрия Мироновича. Участник Великой Отечественной войны, после ее окончания был направлен в Калач-на-Дону, где служил на специальном судне в группе по очистке реки Дон от мин, снарядов, военной техники, затонувшей во время войны. После службы Дмитрий Миронович остался на строительстве водителем в комитете по переселению и подготовке ложа будущих водохранилищ, затем в ВДСК. Анна Павловна и Дмитрий Миронович воспитали трех детей, которые связали свою судьбу с ВДСК.
Старший сын, Павел Дмитриевич, после окончания Ростовского речного училища, пришел работать в Донской район гидросооружений и судоходства на флот. Долгое время трудился капитаном на различных судах, в настоящее время инженер диспетчер по движению флота.
Его супруга, Галина Ивановна Новикова, одна из самых ярких представителей династии. Начала свою трудовую деятельность в изыскательской партии техником, но быстро стала начальником изыскательской партии. Затем была избрана председателем линейного комитета профсоюза Донского района гидросооружений. В 1993 году была создана новая региональная профсоюзная организация Государственного предприятия ВДСК (им. В.И. Ленина), в 2002 году переименована в Межрегиональную профсоюзную организацию Профсоюза работников водного транспорта, которую и возглавила Новикова. С 1998 года по настоящее время Галина Ивановна председатель Совета Ассоциации профсоюзных организаций водных путей, гидросооружений и судоходства. Пользуется огромным авторитетом благодаря своему таланту, трудоспособности, умению отстаивать интересы работников водных путей.
Средний сын, Новиков Сергей Дмитриевич, начинал свой трудовой путь слесарем шлюза № 13 ВДСК. С 2001 года – начальник Ильевского гидроузла в Донском РГСиС.
Дочь Новиковых, Ольга Дмитриевна Гасюкова, прошла трудовой путь от рабочей изыскательской партии до заместителя начальника Донского района гидросооружений и судоходства – филиала ФБУ «Администрация «Волго-Дон». Ее супруг, Гасюков Сергей Анатольевич трудится на флоте ДРГСиС, он капитан теплохода «Вартан Чмшкян».
Все внуки Новиковых связали свою судьбу с ВДСК. Наталья Сергеевна Соломахина – экономист Донского РГСиС, Юлия Сергеевна Изотова и ее супруг Виктор Викторович работают в Волжском районе гидросооружений и судоходства – филиале ФБУ «Администрация «Волго-Дон». Анна Сергеевна Борисова (бухгалтер) и ее супруг Борисов Александр Иванович (моторист-рулевой) – в Донском районе.
Близкие родственники Новиковых также работали на ВДСК. Брат Галины Ивановны Новиковой, Подстрешный Николай Иванович, около 40 лет трудился на флоте. Дедушка по материнской линии Борисовой Анны Сергеевны, Сиохин Александр Семенович, был капитаном-механиком, а бабушка, Сиохина Мария Васильевна, – матросом-путевым рабочим.
Общий трудовой стаж династии на Волго-Донском судоходном канале 380 лет.
На фото: Новиковы Анна Павловна и Дмитрий Миронович.
На фото: Сиохины Мария Васильевна и Александр Семенович.
Как попасть в раздел?
Информация на сайте размещается бесплатно, на постоянной основе и в открытом доступе. Членам каждой династии, информация о которой размещена в рубрике «Флотские династии современной России», выдается памятный диплом.
Претенденты на размещение информации в рубрике «Флотские династии современной России» должны представить по электронному адресу info@rus-shipping.ru (телефон для справок (812) 712-45-16, (812) 712-45-01) следующие материалы:
- Эссе о династии, изложенное в свободной форме с объемом текста от 2 до 5 тыс. знаков.
- Биографии каждого члена династии, описание их трудовых заслуг.
- По возможности фотоматериалы, которые обязательно сопровождаются текстом, поясняющим изображение (кто изображен, когда, где, событие).
- В качестве дополнительных материалов могут быть представлены копии публикаций в СМИ, иные материалы.