Марковы
Автор: Владимир Марков
Начальник службы пароходства
Вся моя жизнь и жизнь моей семьи связана с рекой! Нам есть что вспомнить и что рассказать! Жаль что в настоящее время с Северной Двины ушел последний "Адмирал Кузнецов".
Родился я 5 июня 1957 года в городе Котласе Архангельской области. Мои родители Николай Яковлевич и Зинаида Николаевна жили в Котласе в частном доме моего деда Большакова Николая Яковлевича на улице Володарского 36. А затем, когда я учился в школе в 1968 году наша семья переехала в двухкомнатную квартиру на Виноградова 16, рядом с речным вокзалом. Из окон двухкомнатной квартиры была видна река Северная Двина. Летом когда были открыты форточки в квартире слышны были гудки проходящих пароходов. По звуку я уже мог определить какой маневр делал пароход, к примеру "Отход от пристани" - один длинный и три коротких гудка.
Отец же мой родом из города Красавино Вологодской области. Известно, что предкам часто давали фамилии по делу, которым они занимались и по качеству его выполнения. Так что фамилия у меня самая обычная, и я своей фамилией доволен. Однажды мы с семьей отдыхали в Болгарии и в Варне я увидел троллебус с моей фамилией. Спросил у экскурсовода,что означает надпись на троллейбусе "МАРКОВ". Она сказала,что это хороший фирменный стиль. Ответом я остался доволен.
Кстати, меня часто мои сослуживцы в пароходстве называли по отчеству – Николаевич. Отец мой был видным, заметным человеком, честным и порядочным. Он был скромным человеком, по характеру – спокойным и уравновешенным.
Моя мама Зинаида Николаевна была простой женщиной работала в Котласском речном порту на грузовом районе Новая Ветка,а затем перешла на работу в Госбанк СССР, представительсво которого было в Котласе. В свободное время занималась рукоделием, вышивкой. Одна из ее работ хранится у меня в семье, как очень ценная семейная реликвия. Умерла мама рано, когда мне было еще 15 лет. Сразу после окончания 8 классов школы №4 города Котласа я поступил в Лимендское речное училище и попал на полное государственное обеспечение. Ну, и плюс, работа речника — это не только романтика, но еще и неплохой достаток. В 1975 году в апреле месяце я пошел на практику в штатной должности рулевой-моторист буксира-плотовода "Москва". Северного речного пароходства. В то время было очень солидным предприятием. Первым моим капитаном был Леонид Федорович Старцев. Многому у него научился. В этот перид времени начался переход с паровых машин на дизельный флот, изучал судовые механизмы и принцип их действия, применением в различных условиях. Работа с рулевым, якорным, шлюпочным устройства во время эксплуатации судна входила в мои обязанности. Судовой колокол – это своеобразная визитная карточка корабля. Так принято, что во время уборки необходимо драить «рынду до тысячи солнц». Так что судовой колокол — это еще и знак качества работы экипажа!
Хотя в наше время все корабли оснащены тифонами, ревунами, спикерами и мегафонами, во много раз усиливающими человеческий голос, есть радио и другие средства оповещения судов, но корабельный колокол не теряет своего значения.
Отец был для меня не просто примером, а моим главным учителем. Он учил меня рассчитывать только на свои силы, а главное – много и хорошо учиться. «Учись! - говорил он мне. – Мне не удалось получить высшего образования (хотя неоднократно проходил курсы повышения квалификации в высших учебных завединиях Министерства речного флота России) – так жизнь сложилась. А ты – давай учись, это твоя главная задача». С таким напутствием отца, я поехал в Горький (ныне Нижний Новгород) поступать в Горьковский институт инженеров водного транспорта (ГИИВТ). За плечами уже была армейская школа, хорошая практическая школа работы на Северной Двине и диплом техника-судоводителя с правом эксплуатации судовых силовых установок, полученный после окончания Лимендского речного училища.
Первое время в Горьком жил в общежитии. Со своей будущей супругой - Галиной Павловной – я познакомился еще в 1980 году на свадьбе своего сокурсника Миши Лапшина . Галя мне понравилась сразу – очень красивая и серьезная. Приходилось завоевывать. Она сама говорит, что ей нравились умные и самостоятельные. Поженились уже после того, как я окончил три курса ГИИВТа и прошел навигационную практику в штатной должности диспетчера по движению флота в Северном речном пароходстве.
В апреле 1984 года сразу после окончания института я с семьей поехал по распределению в Архангельск на знакомое мне с детства Северное речное пароходство, в службу перевозок и движения флота. Мой друг по комсомольской работе в ГИИВТе Сергей Кириенко пошел служить в ряды Советской Армии на полтора года.
Обзавестись собственным жильем в Архангельске тогда было нереально. Поэтому первое время жили в общежитии. Условия были спартанские: малюсенькая комнатка.… И все равно было ощущение счастья: мы жили вдвоем, ждали ребенка. А когда родилась Оля, то обязанностей прибавилось втрое. Сколько себя помню – работал за квартиру. Сначала в пароходстве – получил двухмнатную квартиру "хрущевку" в старом фонде но в центре Архангельска. Нас было тогда трое, и мы были счастливы. Потом родилась дочь Елена, а старшей дочери нужно было учиться. В малогабаритке стало тесно – я пошел работать за трехкомнатную квартиру. Потерял в карьерном росте, но квартиру в ЖСК "Речник" получил. Я считаю, что квартирный вопрос должен решать глава семьи. Мужик. Это его миссия.
Сегодня у нас с Галиной Павловной двое дочерей и двое внучек. Я никогда не был начальником для своих детей. Старшая дочь Ольга окончила юридический факультет Волжского государственного университета водного транспорта, а младшая Елена, окончила факультет управления Северного (Арктического) федерального университета. Ну, а внучки – это наша радость!
Работа в Северном речном пароходстве
Свою трудовую деятельность я начал в 1975 году рулевым-мотористом буксира-плотовода "Москва" (проекта Р-33 Б) в Северном речном пароходстве, где прошел путь от штурмана до начальника службы пароходства. С 1984 по 1991 год был членом парткома Северного речного пароходства. В 1991 по 1993 годах был выбран депутатом Архангельского городского собрания. Я не был «слепым руководителем», отлично понимал, что ресурс системы эксплуатации речного флота, созданной в Советском Союзе, подходит к концу, что она требует самой серьезной модернизации. Понимал, что в стране назрели реформы. К сожалению, было понятно и то, что потенциала и технологий для такой модернизации в прекрасном Министерстве речного флота России-нет.
С конца 2001 года посыпались предложения от коммерческих структур. Должности предлагались сплошь руководящие, а зарплата такая, какая раньше и не снилась. Однако ни одного из тех предложений я так и не принял, о чем не жалею.
Моим девизом в жизни всегда были и оставались слова - "Работай, а успех и признание придут". Но главное в этом девизе для меня – первое слово, все остальное – вторично.
Реки мельчают, но это значит, что нужен другой тип флота. Есть несколько методов решения этой задачи. Самый простой и очень быстрый — это как раз использование флота с малой осадкой. Все равно река останется рекой, она всегда будет.
Ссылки:
Литература: Стрельцова О. Он всегда открывал навигацию / О. Стрельцова // Вечерний Котлас.– 2012.– 30 марта.– С. 4. >>>>
Видео: Буксир-плотовод "Н.Я.Марков" открывает навигацию на Северной Двине >>>>
Как попасть в раздел?
Информация на сайте размещается бесплатно, на постоянной основе и в открытом доступе. Членам каждой династии, информация о которой размещена в рубрике «Флотские династии современной России», выдается памятный диплом.
Претенденты на размещение информации в рубрике «Флотские династии современной России» должны представить по электронному адресу info@rus-shipping.ru (телефон для справок (812) 712-45-16, (812) 712-45-01) следующие материалы:
- Эссе о династии, изложенное в свободной форме с объемом текста от 2 до 5 тыс. знаков.
- Биографии каждого члена династии, описание их трудовых заслуг.
- По возможности фотоматериалы, которые обязательно сопровождаются текстом, поясняющим изображение (кто изображен, когда, где, событие).
- В качестве дополнительных материалов могут быть представлены копии публикаций в СМИ, иные материалы.