Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин
Эксперт: Костин Юрий АлексеевичЗаместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта
о создании Бассейновых администраций морских портов
- Создание Бассейновых администраций морских портов предусматривает объединение Администраций морских портов по бассейновой принадлежности.
Концепцией предусмотрено создание восьми Бассейновых администраций:
1. ФБУ «Администрация морских портов Северного бассейна» с центром в порту Мурманск, которое объединит АМП Мурманск и Архангельск;
2. ФБУ «Администрация морских портов Восточной части Финского залива» с центром в порту Большой порт Санкт-Петербург.
3. ФБУ «Администрация морского порта Калининград».
4. ФБУ «Администрация морских портов Азово-Черноморского бассейна» с центром в Новороссийске, которое объединит АМП Новороссийск, Туапсе, Тамань, Ейск, Таганрог;
5. ФБУ «Администрация морских портов Каспийского бассейна» с центром в порту Астрахань.
6. ФБУ «Администрация морских портов Приморского края» с центром в порту Владивосток, в состав которого войдут АМП Чукотки, Находки, Восточный.
7. ФБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курильских островов и Камчатки» с центром в порту Корсаков, которое объединит АМП Сахалина и Петропавловск-Камчатский;
8. ФБУ «Администрация морских портов Хабаровского края и Магаданской области» с центром в порту Ванино, в состав которого войдет АМП Магадан;
На сегодняшний день функции бассейновой администрации в Восточной части Финского залива выполняет Администрация морского порта Большой порт Санкт-Петербург, в Каспийском бассейне - Администрация морского порта Астрахань.
Приказом Минтранса России № 41 от 14 февраля 2012 года реорганизовано Федеральное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Приморского края» (СЛАЙД - 5) в форме присоединения к нему ФБУ «Администрация морского порта Восточный», ФБУ «Администрация морского порта Находка» и ФБУ «Администрация морских портов Чукотки».
Создание Бассейновых администраций морских портов обусловлено необходимостью оптимизации системы государственного управления морскими портами региона в целях совершенствования исполнения требований национального законодательства и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания в зоне ответственности Российской Федерации.
Ряд задач, стоящих перед объединенной Администрацией, носят региональный характер и требуют выработки единых стандартов в сфере деятельности портовых властей в регионе в части обеспечения экологической безопасности, принятия мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Создание Бассейновых администраций морских портов позволит:
- устранить административную неопределенность в зоне ответственности Российской Федерации на бассейне в части исполнения требований международных Конвенций в сфере защиты морской среды от загрязнений (МК МАРПОЛ-73/78, МК БЗНС-90, МК BWC), выявления и предупреждения несанкционированных сбросов с судов, принятия мер по установлению причастности судов к загрязнению моря, мониторингу ледовой обстановки на бассейне с целью своевременного введения ограничений по ледовому плаванию и планированию ледокольных проводок;
- объединить ресурсы технических средств аварийного реагирования и повысить управляемость действий морской инфраструктуры в случаях угроз или наступления чрезвычайных ситуаций;
- создать единую систему оповещения и организации ликвидации последствий аварийных ситуаций, более эффективно осуществлять операции по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море.
- снять административную нагрузку с капитанов морских портов, что позволит им больше уделять внимания своим прямым функциям – осуществлению государственного портового контроля и обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту.
Еще одним немаловажным аргументом в пользу создания Бассейновых администраций является кадровое обеспечение служб капитана порта. В 2011 годом Росморречфлотом проведен анализ кадрового состава всех морских портов, который показал, что во многих портах имеется недостаток квалифицированных молодых специалистов. В то же время особенностью планируемых бассейновых центров является наличие в них возможности для подбора и привлечения наиболее квалифицированных молодых специалистов на базе расположенных высших учебных заведений, крупных морских пароходств и торговых портов. Кадровая проблема в некоторых портах обусловлена и низкой заработной платой, ввиду отсутствия должной доходности Администрации морского порта. Присоединение таких Администраций к более доходным позволит унифицировать штатное расписание Бассейновой администрации и повысить заработную плату в малодоходных портах до уровня базового порта, что в свою очередь обеспечит приток молодых специалистов. Финансовая стабильность позволит обеспечить выполнение всех социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, создаст должное материально-техническое обеспечение портов-филиалов, которое необходимо для качественного выполнения функций, возложенных на капитана морского порта.