logo
Главная Диалог online Прямая речь Сергей Мищенко
10.12.2019 14:18 по 14:44 (МСК)

Сергей Мищенко

Эксперт: Сергей Мищенко, начальник отдела учета и расследования транспортных происшествий Южного УГМРН Ространснадзора

о снижении показателей аварийности в морских портах Азовского моря

- Сравнительный анализ динамики аварийности в зоне ответственности управления в российских портах Азовского моря за период с начала 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года свидетельствует о значительном снижении показателей аварийности.

В 2018 году в российских портах Азовского моря произошло 37 аварийных случаев, из 22 аварии, 15 инцидентов,  в том числе 17 аварийных случаев с судами под иностранным флагом.

С начала этого года зарегистрировано 12 аварийных случаев, из них четыре аварии, восемь инцидентов, в том числе семь аварийных случаев с судами под иностранным флагом. В том числе пять аварийных случаев произошло в акватории порта Ростов-на-Дону, четыре – в акватории порта Азов, два – в акватории порта Кавказ и один аварийный случай в акватории порта Темрюк.

По классификации лидирующее положение, как обычно, занимают посадки на мель: было семь посадок на мель. Кроме того, произошло три эксплуатационных происшествия, одно столкновение и гибель одного человека.

Анализ статистических данных  по видам аварийности на морском транспорте за 2019 год показывает, что навигационная аварийность с морскими судами в российских портах Азовского моря сократилась на 70%, что было обусловлено в первую очередь принятием эффективных мер со стороны органов государственного контроля. Однако в целом аварийность на морском флоте все еще остается высокой. Сохраняются риски возникновения транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. 

Материалы расследований указывают на то, что основными причинами аварийности на водном транспорте по-прежнему остаются человеческий фактор, некомпетентность и несоблюдение нормативно-технических требований, пренебрежение метеопрогнозами, неудовлетворительная организация ходовой вахты, неправильное использование навигационного оборудования, недостаточное знание судоводителями маневренных характеристик судна, нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования.

Анализ материалов расследований аварийных случаев с судами также указывает и на ошибки лоцманов, способствующих созданию аварийных ситуаций. 

При этом следует отметить, что основная причина транспортных происшествий кроется в бездействии судовладельцев, многие из которых не принимают должных мер для поддержания  судов в надлежащем мореходном состоянии, не осуществляют плановую подготовку командного состава судов и экипажей, что сказывается на квалификации экипажей.

Для снижения аварийности на флоте должен реализовываться комплексный подход, включающий в себя приведение на должный уровень технического состояния флота, обеспечение качественной подготовки кадров, надзор и контроль.

Записано корреспондентом «Российского судоходства» на VIII Региональном совещании, посвященном организации ледокольной проводки судов в морпортах Азовского моря и на подходах к ним.