Дмитрий Суховерша:
Эксперт: Дмитрий Суховершаруководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic
Речной транспорт для контейнерных перевозок может быть более выгодным, чем автомобильный или железнодорожный
На внутренние водные пути с сухопутных видов транспорта, как правило, целесообразно переключать насыпные грузы (уголь, щебень, и так далее), удобрения, лесные и пиломатериалы, генеральные грузы (металл, прокат, синтетический каучук, продукты нефтепеработки и химпроизводства). Но это имеет смысл, если грузовые потоки достаточно объемны для экономически выгодного использования речных судов на маршрутах.
Есть ряд недостатков перевозок внутренним водным транспортом. Во-первых, сезонность речного судоходства в России: более 6 месяцев в году оно не доступно. Во-вторых, длинные сроки доставки по сравнению с автотранспортом и железной дорогой. Кроме того, негативно влияют недостаточно развитая сеть маршрутов и комплексов перегрузки на другие виды транспорта. И добавлю такой фактор как невозможность гарантировать подачу транспорта в точное время из-за особенностей этого типа транспорта (прохождение шлюзов, обмеление акваторий рек и т.д.), что не случается при использовании автомобильного транспорта.
На примерах развитых транспортных систем в Германии, Франции, Швейцарии, Нидерландах и Бельгии видно, что речной транспорт для контейнерных перевозок может быть более выгодным, чем автомобили и железная дорога, и операторы таких перевозок этим пользуются. Но в этом случае большую роль играет наличие постоянных, круглогодичных грузопотоков из внутренних районов в морские порты Бенилюкса и обратно, а также наличие развитой транспортной инфраструктуры (терминалов, складов, подъездных путей) в местах перевалки с сухопутного транспорта на водный речной.