Александр Даниленко
Эксперт: Александр ДаниленкоНачальник ИГПК СКМП Таганрогского филиала ФГБУ «АМП Азовского моря»
Об итогах зимней навигации 2016-2017 годов в морских портах Азовского моря:
– Период ледокольных проводок в морских портах Азовского моря начался и окончился этой зимой в обычные среднестатистические сроки.
В силу географических причин замерзание начинается с восточной части мелководного Таганрогского залива и первыми в ледовую навигацию вступают морские порты Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону. Причем сама река Дон в это время может оставаться и без ледового покрова, как случилось и осень 2016 года.
Капитан морского порта Таганрог объявил начало периода ледокольных проводок 29 ноября 2016 года. В морских портах Ростов-на-Дону и Азов период ледокольных проводок начался на следующий день – 30 ноября. На неделю позже, 7 декабря, ледокольные проводки начались в морском порту Ейск.
Порты в южной части Азовского моря замерзают не каждую зиму, однако в этом году ледокольные проводки осуществлялись в морском порту Темрюк с 31 января по 20 февраля, в морском порту Кавказ – с 11 по 20 февраля, в Керчи – с 11 по 18 февраля.
Завершили ледокольную навигацию порты, открывшие ее, Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог – 10 марта 2017 года.
Таким образом, самый короткий период ледокольных проводок составил семь дней в морском порту Керчь, самый продолжительный – 101 день – в порту Таганрог.
Гидрометеорологические и ледовые условия прошедшей зимы можно охарактеризовать как умеренно-сложные. В отличие от двух предыдущих лет, в зимний период не было продолжительных оттепелей, когда уже установившийся ледовый покров полностью исчезал, причем несколько раз за зиму. Похолодание, начиная с декабря, шло по нарастающей и достигло своего пика в феврале, который традиционно является самым холодным месяцем. То же самое можно сказать и о ледовитости моря, максимально развившейся к концу февраля, когда лед появился в Керченском проливе. Максимальной толщины лед наблюдался в Таганрогском заливе: толщина ровного льда достигала 25-30 см. В открытой части моря толщина льда составляла 10-15 см.
Согласно плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2016-2017 годов, утвержденного Росморречфлотом, в Азовском море задействованы были четыре линейных ледокола («Капитан Мошкин», «Капитан Чудинов», «Капитан Демидов» и «Капитан Крутов»), портовые ледоколы и буксиры («Кама» в порту Таганрог, «Капитан Харчиков» и «Фанагория» в портах Ростов-на-Дону и Азов, «Техфлотец» и «Колгуев» в Ейске»). Кроме того, планов предусматривалось привлечение при необходимости дополнительных ледокольных сил: многофункционального спасательного судна «Спасатель Демидов», находящегося на балансе ФБУ «Морспасслужба» Россморречфлота, и двух новых буксиров Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» («Адмирал Лазарев» и «Адмирал Серебряков»), которые оказали значимую помощь при работе в Керченском проливе, а «Спасатель Демидов» осуществил проводку каравана судов на вход и затем на выход из порта Темрюк.
Механизм формирования караванов с использованием двух точек формирования каравана с успехом используется капитанами морских портов Азовского бассейна с зимней навигации 2012 года. Такая схема позволяет контролировать количество судов в море и значительно повышает уровень безопасности. Из минусов стоит отметить сложность организации движения, так как требуется круглосуточный мониторинг и отдача распоряжений на начало движения судов и ледоколов. Для решения этой задачи, как и в предыдущие годы, в службе капитана морского порта Ростов-на-Дону функционировал Единый ситуационный центр.
Все вышеперечисленные организационные и технические мероприятия позволили достичь следующих результатов: на вход в российские порты Азовского моря проведено 1275 судов в составе 183 караванов, на выход – 1244 судна в составе 171 каравана. Суммарный грузооборот портов Азовского моря в период ледокольных проводок составил 6 млн 69 тыс. тонн грузов.
На фоне увеличивающейся интенсивности ледокольных проводок в этом году достаточно хорошо выглядят показатели аварийности. Строго говоря, мы не имели аварий, непосредственно связанных с осуществляемыми Бассейновой комиссией ледокольными проводками. Однако 16 января на Колузаевском перекате в условиях движения по чистой воде сел на мель UCF-6 (флаг – Молдова), который был снят через пять часов после посадки, 15 февраля в Керчь-Еникальском канале сел на мель теплоход Greenwing (флаг – Кипр), следовавший из Мариуполя, снят при содействии ледокола «Капитан Мошкин».
В условиях увеличивающегося судопотока можно сказать, что имеющиеся в бассейне ледоколы работают на пределе своих возможностей.
Для обеспечения стабильности и безопасности ледокольных проводок необходимо осуществить следующие мероприятия: назрело увеличение как линейных, так и портовых ледоколов, способных эффективно работать в условиях Нижнего Дона, на акваториях портов Азов и Ростов-на-Дону. Необходимо уйти от сомнительной практики подтверждения ледовых усилений, которая является фактически способом обхода установленных обязательными постановлениями ограничений и ведет к допуску к ледовому плаванию субстандартных судов. Далее, согласно пункту 172 Общих правил плавания, капитан морского порта может устанавливать ограничения по режиму ледового плавания, в том числе по мощности судовой энергетической установки. Однако на практике реализовать данное право достаточно затруднительно, так как не установлены критерии достаточности мощности СЭУ, ее отношение к дедвейту и ледовым условиям. Здесь необходимо провести некоторые научно-исследовательские изыскания с целью обоснования условий и критериев введения таких ограничений и в дальнейшем дополнить обязательные постановления в морских портах соответствующими положениями.
Записано корреспондентом отраслевого портала «Российское судоходство».