Александр Фетисов
Эксперт: Александр ФетисовНачальник отдела по техническому наблюдению за контейнерами Российского морского регистра судоходства (РС)
Об увеличении мировой численности контейнеров-цистерн для мультимодальных перевозок
- Общее количество контейнеров-цистерн для мультимодальных перевозок в мире в 2016 году выросло на 7% в сравнении с аналогичным показателем 2015 года – до более 450 тыс. ед.
Отмечу, объемы освидетельствования в сравнении с 2015 годом при изготовлении по контейнерам-цистернам выросли на 22 %, универсальные контейнеры - 3%, в эксплуатации контейнеров-цистерн 34%, универсальных контейнеров - 11%, оффшорных контейнеров – 90%. Кроме того, в 2016 году продолжились работы по проектированию и изготовлению отечественными предприятиями арматуры для контейнеров-цистерн для перевозки нефтехимии, ее сертификация Регистром намечается на 2017 год.
Практически все контейнеры-цистерны изготовлены из металла, что предполагает при перевозке агрессивных продуктов наличие специальной защиты внутренней поверхности сосуда и требует при смене груза применения трудоемкого процесса очистки.
Использование в производстве контейнеров полимерных композиционных материалов (ПКМ) выводит тару для транспортировки на новый качественный уровень: увеличивается срок службы контейнеров-цистерн и частота их обращения, обеспечивается сохранность свойств транспортируемого продукта, повышается экологическая безопасность перевозок и пр. Сегодня в ряде стран ведутся пилотные проекты по производству контейнеров-цистерн с сосудами из ПКМ.
Отрадно, что российский пилотный проект продвинулся дальше всех: отечественные образцы после серии сертификационных испытаний запущены в опытную эксплуатацию. Российский морской регистр судоходства первым из международных классификационных обществ ввел в свои нормативные документы требования к контейнерам-цистернам с сосудами из ПКМ, касающиеся проектирования, эксплуатации и ремонта данного транспортного оборудования.
Однако отсутствие единых международных требований к материалам, конструкции, изготовлению и испытанию контейнеров-цистерн с сосудом из ПКМ при морской перевозке ограничивает их применение при мультимодальном обращении, допуская только автомобильный, речной и железнодорожный виды транспорта. Как следующий этап мы рассматриваем совместную, в рамках Международной морской организации, работу заинтересованных стран над требованиями к контейнерам-цистернам с сосудами из ПКМ, которые сегодня отсутствуют в международной нормативной базе (в частности, в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов). Это позволит обеспечить применение таких контейнеров для международных перевозок всеми видами транспорта, включая морской. Соответствующая инициатива в начале марта направлена Российской Федерацией в Международную морскую организацию.
Цитируется из выступления в ходе конференции «Контейнеры и контейнерные перевозки. Проблемы, решения, перспективы», организованной Российским морским регистром судоходства (РС).