Дмитрий Рогозин
Эксперт: Дмитрий РогозинПредседатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики, Заместитель председателя правительства РФ
О работе ледокольного флота на Севморпути
- Обеспечить круглогодичный проход судов по Северному ледовитому океану, а также обслуживание портов смогут 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт. Это необходимый минимум.
Сейчас в Арктике уже идет довольно насыщенная экономическая жизнь. А впереди - реализация еще более масштабных планов по освоению природных ресурсов, развитию инфраструктуры и формированию новых логистических маршрутов. Следовательно, спрос на ледоколы и суда ледового класса будет только расти.
Сейчас ведется строительство двух дизель-электрических многофункциональных ледоколов «Новороссийск» и «Виктор Черномырдин» мощностью 16 и 25 МВт соответственно. «Виктор Черномырдин» будет самым мощным в мире неатомным ледоколом. Его спустили на воду в конце прошлого года.
В 2012 году начато строительство серии из трех универсальных атомных двухосадочных ледоколов. В 2016 году спустили на воду атомоход «Арктика», проект 22220, мощностью в 60 МВт. На подходе уже собратья по серии - ледоколы «Сибирь» и «Урал». В 2015 г. построены два многофункциональных ледокола «Мурманск» и «Владивосток».
Также изучается возможность строительства атомного ледокола «Лидер», проекта ЛК-110Я, мощностью 110 МВт, а также строительство многофункционального мелкосидящего атомного ледокола для выполнения подводно-технических работ на месторождениях, расположенных на континентальном шельфе России.
Вообще в акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов, четыре из которых атомные («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач»), остальные 4 - дизель-электрические («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» и «Капитан Драницын»).
Также собственный ледокольный флот есть у частных российских компаний, работающих в Арктике.
А вот чего у России реально не хватает, так это серьезных судов технического назначения. Например, нет мощных кранов, буровых судов ледового плавания.
Это очень сложные суда с высокой добавленной стоимостью. Мало кто может строить такие суда, которые способны работать в тяжелых арктических условиях. Это перспективное направление для российской промышленности - такое судно можно использовать в любой акватории мира, но надежность его будет высочайшей.
Цитируется из интервью Российской газете.