Ректор ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова Сергей Барышников
Эксперт: Сергей БарышниковРектор ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова
Об итогах объединения вузов
- Прошло уже три года с того момента, как Университет водных коммуникаций и Академия им. Макарова – два прославленных учебных заведения с богатой историей – объединились. Сегодня это большое судно – ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова - идет своим уверенным курсом.
Конечно, были определенные сложности при объединении. Необходимо отметить, что именно на эти годы пришлось дно так называемой «демографической ямы» и был запущен процесс оптимизации во всей российской государственной системе образования, который, в основном, предусматривает переход со специалитета на систему подготовки бакалавров. Это, в свою очередь, отразилось на учебной нагрузке, а также ужесточились показатели, предъявляемые к вузам со стороны министерства образования.
Нам пришлось проводить значительные оптимизации, в том числе в отношении численности сотрудников и преподавателей университета. Мы старались проводить эти меры в жизнь очень аккуратно, не затрагивая коренные принципы обоих вузов, действуя методом убеждения и разъяснения.
Мы тщательно готовили каждое решение. Всего за три года под оптимизацию попало около 1500 ставок. Но, хочу подчеркнуть, что это не привело ни к каким конфликтам, и это было отмечено в Росморречфлоте. Также необходимо отметить, что сложностей добавило и необходимость переместить около 5000 человек из-за ремонта здания на Заневском пр., д.5 и объединения двух колледжей.
Мы движемся в направлении развития видов деятельности нашего вуза. В объединенном университете мы приняли решение о переходе на институтский принцип управления. На сегодняшний день в составе ГУМРФ создано четыре института. Первый был создан сразу – это институт «Морская академия», где были собраны все эксплуатационные специальности двух объединившихся вузов. В прошлом году сформированы еще три института: институт международного транспортного менеджмента, институт водного транспорта и институт дополнительного профессионального образования.
Большой проблемой для нас, как и других отраслевых учебных заведений страны, является отсутствие бюджетных мест на якобы непрофильные специальности.
Например, мы никак не можем согласиться, когда к непрофильным специальностям относят гидротехников. С этой проблемой мы обратились в министерство образования, где нам предложили как можно быстрее разработать профессиональные стандарты подготовки гидротехников. Мы достаточно быстро выполнили эту работу и представили проект отраслевых стандартов в Росморречфлот, где ему были даны высокие оценки. Мы надеемся, что в Минобрнауки с пониманием отнесутся к потребностям производства и не затянут процедуру согласования.