logo
Главная Диалог online Прямая речь Президент Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) Алексей Клявин про обновление флота и утилизационные гранты
08:00 по 09:00 (МСК)

Президент Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) Алексей Клявин про обновление флота и утилизационные гранты

Эксперт: Алексей КлявинПрезидент Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС)

— Флот, осуществляющий перевозки по российским внутренним водным путям, нуждается в  масштабном обновлении. Средний возраст грузовых судов составляет 32 года, пассажирского флота — 33 года, круизного — 43 года, при этом более 75% самоходных грузовых судов и буксиров у нас старше 25 лет. Фактически пароходства оперируют наследием 70-х годов прошлого века, когда в СССР активно развивалось судостроение и смежные отрасли.

Конечно, старые суда можно ремонтировать и ежегодно проходить их освидетельствование в классификационных обществах, но эксплуатация судов старше 30 лет становится не только невыгодной, но и опасной.

В последние пять лет выбытие грузового флота превышало ввод новых судов в 20 раз. По экспертной оценке, до 2030 года владельцам придется поставить на прикол 534 судна, из них в европейской части страны — 416 судов, по Амурскому бассейну — 21 судно, по Енисейскому — 23 судна, по Кубанскому бассейну — 12 судов, по Ленскому — 9, по Оби — 46, по Северной Двине и Печорскому бассейнам — 7.

Экономические предпосылки для принятия судовладельцами инвестиционных решений о размещении заказов на российских верфях есть. Льготы, предусмотренные федеральным законом № 305-ФЗ, в совокупности с предоставляемыми субсидиями по кредитным и лизинговым договорам такие предпосылки создали. С 2008 по 2012 годы судоходные компании разместили на российских верфях заказы на строительство порядка 70 грузовых речных судов и судов смешанного «река-море» плавания. Общий размер инвестиций превысил миллиард долларов, созданы и сохранены тысячи рабочих мест, как в пароходствах, так и на верфях, и в конструкторских бюро. То есть этими механизма ми судовладельцы пользуются.

С 2013 года субсидирование по вновь заключенным договорам из федерального бюджета не предусмотрено. Сейчас осуществляется только финансирование судостроительных заказов, заключенных в период 2008-2012 г. Поэтому полагаем, что, в первую очередь, нужно продлить действие соответствующего постановления правительства (постановление правительства РФ № 383 от 22 мая 2008 года) на контракты, заключенные в 2013 и последующие годы.

Важной мерой государственной поддержки может стать введение судового утилизационного гранта — единовременной выплаты судоходной компании при утилизации старого флота. Обязательными требованиями для получения такого гранта может быть выполнение ряда условий, например, утилизация судна, возраст которого составляет более 30 лет и которое находится в собственности не менее 3 лет, а также обязательство реинвестировать полученные средства (судовой утилизационный грант и средства, полученные от утилизации старого судна) в строительство нового флота.

Если, например, судоходной компании при утилизации старого судна будет выплачиваться из федерального бюджета 10% от стоимости нового судна, это позволит нивелировать разницу в доходах судовладельца между стоимостью судна на вторичном рынке и стоимостью судна при сдаче на металлолом.