logo
Главная Диалог online Прямая речь Глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко:
08:00 по 08:00 (МСК)

Глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко:

Эксперт: Александр ДавыденкоГлава Федерального агентства морского и речного транспорта

«На реку надо перенести требования, которые действуют на море».

— На мой взгляд, изначальные причины гибели «Булгарии» в том, что полномочия государства в вопросах контроля за безопасностью были значительно уменьшены. Предполагалось, что обеспечивать безопасность станет сам бизнес. Хорошо, пошли навстречу бизнесу. Было уменьшено количество проверок, дали больше свободы. В итоге у нас сложилась система, при которой можно сдавать старые суда в субаренду и толком никто ни за что не отвечает. Транспорт — это не та сфера, где можно либеральничать и ставить эксперименты!..

— Что нужно поправить в системе контроля?

— Давайте четко разграничим реку и море. На море действуют более жесткие правила. Это международные нормы, вырабатываемые Международной морской организацией, членом которой является Россия. Высокие требования и к технике, и к квалификации экипажа. На реке этого нет и не было. Здесь действует Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ). Он довольно либеральный, особенно после реформ последних лет. Минтрансом и Росморречфлотом вместе с общественными организациями были подготовлены поправки в КВВТ, а также в ряд других законодательных актов, направленных на повышение безопасности. В октябре прошлого года их внесли в Думу. В ближайшее время ожидается принятие.

Основная идея в том, чтобы на реку перенести требования, которые действуют на море. Перед каждым выходом судна в рейс инспекторы будут проверять техническое состояние судна, а также документы, подтверждающие квалификацию членов экипажа. Со временем инспекторы изучат весь флот, систематизируют данные, составят картотеку. Станет ясно, кто из судовладельцев добросовестно содержит суда, а кто нет.

На каждом речном бассейне будет капитан бассейна, у него будет аппарат инспекторов портового контроля. Инспекторы могут работать как стационарно в крупных портах, таких как Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, так и с выездом в другие менее крупные порты или на места происшествий. Эта структура будет в составе Росморречфлота. Она будет осуществлять постоянный технологический контроль транспортного объекта в пути. А сейчас получается, что инспектор, выдавший свидетельство год назад, виноват в гибели корабля, а судно, может, сломалось уже потом.

Также предлагается ужесточить ответственность судовладельцев, поднять штрафы с 250 тыс. руб. до 500 тыс. рублей.

— А почему вы выступили с этими предложениями только в прошлом году, а не раньше?

— Это не так. Еще в 2007 году Минтрансом и нашим агентством была разработана концепция реформирования системы управления внутренним водным транспортом, в 2009 году ее одобрило правительство. В ней все эти идеи были заложены. Но их реализация продвигалась очень медленно. Трагедия с «Булгарией» заставила ускорить процесс.

Хочу отметить, что пока над поправками работают депутаты, мы времени не теряем. В агентстве введена должность заместителя руководителя, отвечающего за безопасность судоходства. Уже сейчас в наших учреждениях появились капитаны бассейна, идет набор инспекторов портового контроля.



(Из интервью газете «Московские новости»)