Заместитель начальника Управления обеспечения судоходства Росморречфлота Владимир Аборнев:
Эксперт: Владимир АборневЗаместитель начальника Управления обеспечения судоходства Росморречфлота
«Капитан речного бассейна будет работать на акватории более обширной, по сравнению с той, где работает капитан морского порта»
Работа по реорганизации Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства обусловлена необходимостью повышения уровня безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации.
Предлагаемые изменения направлены на создание отвечающей современным требованиям нормативной правовой базы для обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, совершенствование системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также на повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий.
Законопроектом предусмотрено:
- преобразование существующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в Администрации речных бассейнов;
- закрепление за Администрациями речных бассейнов функций, которые в действующей редакции Кодекса внутреннего водного транспорта закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте;
- наделение Администраций речных бассейнов функцией государственного портового контроля на внутренних водных путях Российской Федерации;
- введение в Администрациях речных бассейнов должности капитана речного бассейна.
Для реализации функции государственного портового контроля в Администрациях речных бассейнов создаются инспекции государственного портового контроля, которые и будут возглавлять капитаны речных бассейнов - заместители руководителей Администраций речных бассейнов.
В этой связи, в Федеральном агентстве морского и речного транспорта реализуются следующие мероприятия:
1. Осуществлен подбор кадров для назначения на должности капитанов речных бассейнов, предложения получены от всех руководителей ГБУВПиС.
2. Силами ФГУП «Морсвязьспутник» разработана и готова к запуску в режиме тестовой эксплуатации информационная система централизованного учета результатов государственного портового контроля на внутренних водных путях.
3. Совместно с Ространснадзором проводятся мероприятия по обеспечению информационного взаимодействия для качественного функционирования информационной системы централизованного учета результатов государственного портового контроля на внутренних водных путях.
4. Определены основные мероприятия с целью обеспечения готовности организационной структуры Администраций речных бассейнов к выполнению функций государственного портового контроля в навигационный период 2012 года.
Положение о капитане речного бассейна» должно стать основным документом, определяющим функции, полномочия, права и ответственность капитана речного бассейна.
При подготовке предложений по содержанию проекта Положения о капитане речного бассейна за основу было взято действующее Положение о капитане морского порта, которое было переработано в соответствии с особенностями, характерными для судоходства по внутренним водным путям.
В соответствии с проектом Положения о капитане речного бассейна планируется, что капитан речного бассейна будет являться должностным лицом администрации речного бассейна, организующим выполнение функций по обеспечению безопасности судоходства в соответствующем речном бассейне и будет иметь гербовую печать, утвержденную в установленном порядке.
Капитан речного бассейна будет назначаться на должность и освобождается от должности Федеральным агентством морского и речного транспорта по представлению руководителя администрации речного бассейна.
В вопросах обеспечения безопасности судоходства в речном бассейне планируется, что он будет подчиняться непосредственно Федеральному агентству морского и речного транспорта.
В своей деятельности капитан речного бассейна будет руководствоваться международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации, а также Положением о капитане речного бассейна.
При этом указанные общие положения, определяющие статус и полномочия капитана речного бассейна, аналогичны требованиям, предъявляемым к капитану морского порта.
К занятию должности капитана речного бассейна планируется допускать лиц, имеющих высшее профессиональное образование в области судовождения и стаж работы в должности капитана судов внутреннего плавания, смешанного (река-море) плавания или морских судов, не менее трех лет.
В отличие от капитана морского порта, который возглавляет соответствующую Администрацию морского порта, планируется, что капитан речного бассейна будет возглавлять инспекцию государственного портового контроля, которая будет являться структурным подразделением Администрации речного бассейна.
При этом если полномочия капитана морского порта распространяются на акваторию и территорию соответствующего морского порта, полномочия капитана речного бассейна распространяются на внутренние водные пути, порты и причалы, находящиеся в границах соответствующего речного бассейна.
Таким образом, акватория и территория, в которой капитан речного бассейна будет осуществлять свою деятельность, является более обширной, по сравнению с той акваторией и территорией, в рамках которой работает капитан морского порта.