Что первично – кадры или техника?

Автор: Иван Костылев, д.т.н., профессор ГУМРФ им. адм.С.О.Макарова

Ответ, на наш взгляд,  должен быть однозначным – кадры. Современное развитие судоходства во многом ориентировано на реструктуризацию  грузовой базы, отработку наиболее эффективных логистических цепочек. При этом повсюду определяющим  будет кадровый потенциал.

Проблематика экономического вектора и требования экологической безопасности всегда были важными составляющими морской индустрии, но в настоящее время и на ближайшую перспективу исключительно важным становится вопрос  защиты окружающей среды в процессе эксплуатации судов. Это, прежде всего,  сокращение вредных выбросов  с отработанными  газами судовых установок, обработка балластной воды и другие возможные вредные влияния воздействия флота.  

Повышение  уровня энерговооруженности  современных судов, активное строительство специализированного  флота,  внедрение альтернативных видов топлива, включая сжиженный природный газ,  предполагает  необходимость качественного роста  квалификации членов экипажа. Многолетний положительный опыт  работы  по кадровой обеспеченности показывает, что нужен упреждающий подход.  К сожалению, с упреждением, видимо, уже не получилось.  Выручают  зарубежные центры  подготовки комсостава, но придать требуемый импульс в отечественной практике все-таки реально – при  объединении усилий системы образования и потенциальных потребителей кадров.

Обеспечение безопасности мореплавания и эффективности эксплуатации морских судов остается приоритетным и актуальным.  В связи с этим международное сообщество (Международная морская организация - IMO, Международная ассоциация классификационных обществ, национальные организации стран флага и т.д.) предпринимало и предпринимает активные попытки повысить уровень безопасности мореплавания, включая защиту человеческой жизни, здоровья, а также морской окружающей среды и имущества (судов, грузов) путем принятия соответствующих конвенций и  резолюций. В документах, издаваемых этими организациями, регламентируются технические требования к материалам, технологиям, оборудованию, условиям эксплуатации судовых технических средств и конструкций.

Вместе с тем уделяется большое внимание и использованию тренажеров, различных модельных курсов для обучения специалистов с целью приобретения ими соответствующих знаний, компетенций и навыков работы. Кроме того, используются объективные методы оценки рисков и принимаются меры по  предотвращению рисков или снижению убытков от их наступления.

Аварии и происшествия, вызванные человеческим фактором, происходят из-за неудовлетворительного знания специалистами объектов своего заведования, правил технической эксплуатации, низкого уровня общей и профессиональной подготовки, низкой дисциплины и безответственности, неумения работать в команде.

Этим лишь подчеркивается, что вопрос подготовки экипажей судов во всей судоходной индустрии продолжает стоять остро. И немаловажным будет рассмотрение проблем, существующих при подготовке плавсостава в специализированных учебных заведениях

Мы каждые пять лет внедряем новые образовательные стандарты, подробно расписываем компетенции, которыми должен обладать выпускник, и критерии их оценки. Разрабатываемые профессиональные стандарты, компетентностный подход при подготовке нового образовательного стандарта предполагают повышение уровня подготовки выпускников. Однако качество молодых специалистов в общей массе не улучшается, а по оценке работодателей и морских специалистов с большим стажем работы, даже ухудшается. Нередки случаи, когда выпускники морских специальностей не соответствуют требованиям времени для работы на современных судах.  Необходимо  разобраться в причинах сложившегося положения дел.

В терминологии стандартов ИСО (ISO) серии 9000 под качеством понимается степень соответствия совокупности характеристик какого-то объекта (продукта, услуги, процесса) некоторым требованиям (нормам, стандартам). Следовательно, применительно к образовательной деятельности под качеством выпускника следует понимать степень его соответствия требованиям нормативных документов (ФГОС, Образовательной программы, Закона об образовании и др.), требованиям самих выпускников и требованиям работодателей, как основных потребителей результатов образовательной деятельности.

Качество выпускников любого университета в первую очередь зависит от качества подготовки зачисленных на 1-й курс, квалификации преподавательского состава. Отобрать среди абитуриентов тех, кто имеет достаточный уровень подготовки для освоения образовательной программы, возможно лишь при условии наличия конкурса между абитуриентами. Конкурс, в свою очередь, зависит от привлекательности университета для выпускников школ и колледжей. Привлекательность университета в целом и конкретных специальностей, в частности, во многом определяется востребованностью выпускников вуза и уровнем заработной платы, на которую они могут рассчитывать, выходя на рынок труда.

С другой стороны, чем выше качество подготовки специалистов, тем лучше репутация вуза у работодателей и, следовательно, лучше перспективы трудоустройства выпускников.

Следовательно, усилия  образовательного учреждения должны быть направлены на улучшение качества подготовки специалистов, повышение привлекательности вуза для абитуриентов и повышение удовлетворённости работодателей качеством выпускников.

Любое государственное образовательное учреждение функционирует в условиях ограниченности ресурсов. Эффективное использование имеющихся ресурсов может быть обеспечено направлением их в наиболее значимые области деятельности. Идентификация и оценка рисков в  образовательной деятельности позволяет выявить процессы, несоответствия в которых наиболее существенно влияют на качество подготовки специалистов и удовлетворённость потребителей (выпускников, работодателей, общества), и направить ресурсы на улучшение именно этих процессов с целью снижения вероятности возникновения неблагоприятных событий и уменьшения их последствий.

В условиях конкуренции между вузами процесс управления рисками должен стать частью управленческой работы наряду с управлением образовательным процессом, научной деятельностью, финансами и т.д.  Последняя версия ГОСТ Р ИСО 9001-2015 требует от организации не только определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, но и идентифицировать риски в этих процессах и осуществлять управление рисками. Следовательно, образовательные учреждения, на стадии подготовки к сертификации своей системы менеджмента качества по стандарту ИСО  должны определить риски в процессах образовательной деятельности, произвести их оценку и разработать меры, пропорциональные возможному влиянию рисков на соответствие образовательной деятельности установленным требованиям.

Методология управления рисками широко применяется в различных областях деятельности. В зависимости от сферы её применения понятийный аппарат несколько различается.  На сегодняшний день общепризнанный теоретический подход к проблеме управления рисками в сфере образования не существует, различаются также определения терминов.  В этом направлении следует провести специальную исследовательскую работу с привлечением  заинтересованных сторон.