Вопросы совершенствования госполитики в области судостроения обсудили в Минпромторге

Автор: По материалам пресс-службы Росморречфлота

Расширенное совещание по вопросам развития судостроительной отрасли под председательством министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова состоялось в Москве 27 февраля 2018 года. В мероприятии приняли участие около 400 руководителей судостроительных и судоремонтных предприятий, конструкторских бюро, морских и речных научно-исследовательских институтов, управляющих и сервисных компаний.

Открывая мероприятие, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что мировое судостроение в последние годы претерпело серьезные изменения, многие из них не в лучшую сторону. Сжатие глобального спроса привело к кризису перепроизводства, пересмотру позиций, ориентированных на ускоренный рост водного транспорта.

Обращаясь к собравшимся в зале корабелам, министр уточнил: «На этом фоне в России удалось сохранить ваши предприятия, загрузить их заказами, провести техперевооружение ключевых верфей и создать новые мощности. Правительство успешно реализует меры господдержки транспортных и рыболовных компаний для повышения спроса на суда. По проектам, созданным в рамках отраслевой ФЦП и госпрограммы, построены более 60 единиц судов и морской техники, создан большой задел на будущее по перспективным разработкам».

Мантуров отметил, что необходимо переломить ситуацию, при которой доля импортного судового комплектующего оборудования составляет 60-70%. «Нам предстоит закрепить свои уникальные компетенции в области ледокольного флота и освоить критические технологии в таких ключевых сегментах как шельфовая разведка и добыча, транспортировка нефтегазового сырья, обеспечить строительство собственных крупных пассажирских лайнеров и обновление внутреннего водного транспорта», - подчеркнул он.

В свою очередь директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Борис Кабаков представил данные о состоянии отрасли и предложил создать площадку постоянного взаимодействия отраслевых властей и судостроителей по образу и подобию Российской палаты судоходства.

Заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский сделал краткий обзор созданных в последнее десятилетие инструментов государственной поддержки судостроения и судоходства. Он подчеркнул, что к началу 2018 года в этой линейке уже имеются все или почти все необходимые для отрасли меры: от 383-го постановления правительства РФ до закона ФЗ-305 о поддержке судостроения и судоходства. Отметив, что закон состоялся, Олерский дал прогноз, что в связи с общим снижением стоимости денег центр тяжести в комплексе существующих отраслевых стимулов в ближайшие годы перейдет от лизинга к таким мерам, как утилизационный грант.

В ближайшие 3-4 года значительная часть речного флота будет утилизирована по экономическим причинам, и это тоже хорошая база для долгосрочной загрузки работой судостроителей, подчеркнул заместитель министра.

После выступления заместителя руководителя Росрыболовства  Петра Савчука Мантуров предложил трансформировать традиционный отчетно-прогнозный формат конференции в сессию ответов отраслевых руководителей на волнующие корабелов вопросы и проблемы. По отзывам участников совещания, новый формат взаимодействия судостроителям понравился, а глава Минпромторга пообещал сделать его постоянным.