logo
Главная Актуально ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ

ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ

Автор: Маргарита Малышева

В будущем году отраслевая газета «Водный транспорт»  готовится отметить столетие со дня основания. В Российской национальной библиотеке сохранились всего шесть первых выпусков издания, которое  начало выходит в 1918 году в формате скромного журнала,   напечатанного на серой газетной бумаге в две колонки. Самая простая верстка, отсутствие иллюстраций и изысканных шрифтов - так начинала писаться история флота нового государства. Сегодня мы предлагаем вместе перелистать страницы первого выпуска ВТ.

Первый номер журнала «Водный транспорт», вышедший  в июне 1918 года,  представлял собой довольное толстое издание на 56 страницах. Несмотря на декрет Луначарского, авторы продолжали использовать дореформенную орфографию.

В редакционной передовице, открывавшей выпуск,  напоминалось, что российский флот был национализирован декретом от 23 декабря 2017 года. Необходимость национализации объяснялась тем, что железнодорожные пути по всей стране были частично разрушены, частично обветшали,    заменить их должны были водные артерии «пронизывающие во всех направлениях страну».

При  этом, как отмечалось в передовице, «по сведениям «Виквод» и «Цекморека», бывшие владельцы торгового флота  в преддверии навигации оставили суда без ремонта», в связи с чем  главной задачей, по мнению автора передовицы, стало налаживание  работы  отрасли под девизом «единое управление единым флотом Республики» .

Эта задача была возложена на Главное управление водного транспорта,  специально для которого была выпущена инструкция ВСНХ  об основаниях и пределах, « в которых проводится национализация флота». Первым делом  новое управление занялось подготовкой флота и водных путей к навигации, причем отстранив от управления прежние органы управлении и сохранив  старый технико-служебный аппарат.

Второй проблемой оказалось отсутствие грузов, сообщает автор, который усматривает причину  в том, что  грузовладельцы придерживали товары на складах . Впрочем куда более важной задачей оказалось взаимодействие с железным дорогами, для чего был создан «контактный аппарат с Комиссариатом Путей Сообщения». В конце публикации автор сетует, что часто вся работа осложнялась «междуведомственными» трениями.

Первый номер содержал большое количество официальных материалов, изданных с декабря 1917 по июнь 1918-го,  среди них положение, регламентирующее деятельность Главного управления водного транспорта - «Главодъ» -  которому отныне подчинялись все учреждения бывших частных судоходных предприятий. Тогда же появляется межведомственная смешанная комиссия по смешанным железнодорожно-водным перевозкам.

В опубликованных постановлениях Совнаркома затрагиваются такие важные проблемы как снабжение предприятий водного транспорта  продовольствием и топливом. Из документов мы узнаем, что например,  представитель Главода вводится в состав Малого продовольственного совета. Вчитываясь в  абзацы убористого текста инструкций, мы узнаем, например, что  в 1918 году  топливо для национализированного флота отпускалось по расписке, в то время как владельцы немногочисленного частного флота должны были расплачиваться наличными.

Листая уникальное издание,  находим положение  «По части торговых портов и торгового мореплавания», запрет на отчуждение российских судов  «в руки  иностранных подданных», инструкции, предписывающие проводить обучение машинистов торгового фота или порядок выдачи свидетельств  на звание механика третьего разряда.  Интересно, что за основу многих законодательных актов берутся документы, утвержденные  еще задолго до революции.

На страницах издания опубликованы  документы Главода, касающиеся мероприятий по охране судов и временных тарифов на перевозку пассажиров в навигацию 1918 года. Из последнего документа мы узнаем, что на Северной Двине ставки были повышены в среднем на 220-300 процентов по сравнению с тарифами 1917 года, на Волге – на 100-150%.

В  мае 1918 года Совнарком ассигновал Главоду 75 млн рублей, что также нашло отражение на страницах издания

В поле зрения организаций  по водному транспорту входило множество вопросов – от  оплаты труда рабочих и борьбы с эпидемическим заболеваниями  (напомним, на Волге свирепствовала холера) до введения международной системы часовых поясов.

«Водный транспорт» образца восемнадцатого года публикует призыв «Главода» к бастующим Невского района не упорствовать в своем требовании повышения зарплаты, а согласиться на самоограничение. ГлаводЪ приказывает всем рабочим встать на работу:  «Кто не понимает этого тот  враг пролетариат и Советской власти».

Рубрика «Новости с мест» наполнена многочисленными сообщениями, касающимися повседневных дел и забот водников, читать которые интересно и сегодня.  
 
«Водный транспорт не ограничивается публикацией новостной хроники с мест. В издании публикуются обширные  аналитические статьи, например, посвященные финансовому положению речного флота.
 
Кроме того, теоретически рассматривается вопрос о национализации торгового флота и снабжении его  топливом
     
Стоит отметить, что очень характерным для данной эпохи было рассмотрение многих профессиональных вопросов на различных съездах, отчеты о проведении которых «Водный транспорт» также публикует в первом выпуске.


Есть в «Водном транспорте» статьи, которые и спустя сто лет читаются как весьма актуальные, например, о значении Балтийского торгового флота.
 
Издание не замыкается в национальных рамках, и уже с первого номера начинает  уделять внимание  состоянию дел в иностранных торговых флотах: Австро-Венгрии, Германии, Англии, Франции, США, Японии. Впрочем, редакция честно признается, что получение сведений из-за рубежа в связи с войной стало представлять определенную трудность.

Отметим, что с мая 1918 года  председателем Верховной коллегии «Главода» был Григорий Зуль, его имя указано в справочном отделе «Водного транспорта», завершающем первый выпуск. Редакция тогда и представить не могла, что через несколько лет Зуль станет одним из первых советских невозвращенцев.  

Завершим наше краткое знакомство  с историческим изданием трогательным объявлением, закрывавшим первый номер: «Всѣемъ учрежденiямъ, редакциiямъ перiодическихъ журналовъ, профессiональнымъ организацiямъ и др. Редакцiя журнала «Водный Транспoртъ» проситъ не отказать въ присылкѣ  статей, отчетовъ, протоколовъ, статистическхъ данныхъ, книгъ для отзыва и др. матерiаловъ по адресу: Информацiонный отдѣлъ Главного Управленiя Воднаго Транспорта – Москва,  Кузнецкая ул., д. 14.»  

Ссылки по теме:

Информация о подписке на газету «Водный транспорт» >>>>

Газете «Водный транспорт» исполнится 100 лет >>>>