logo
Главная Актуально Балластным водам – контроль и управление

Балластным водам – контроль и управление

Автор: Маргарита Бабкова

Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года (Конвенция BWM 2004) должна вступить в силу 8 сентября 2017 года. 

Суда, совершающие международные рейсы, должны управлять балластными водами в соответствии с определенными  для них стандартами в зависимости от объема балластных вод: при определенных условиях в открытом море или через специальное оборудование (система управления балластными водами, СУБВ), которое устанавливается на судно. Должна быть проведена подготовка членов экипажа, участвующих в управлении балластными водами и назначено лицо командного состава, ответственное за обеспечение Плана управления балластными водами.

Необходимо отметить, конвенция требует наличия в морских портах и на терминалах, где производятся очистка или ремонт балластных танков, достаточных сооружений для приема осадков, учитывая соответствующее Руководство Международной морской организации (ИМО). Такие приемные сооружения должны эксплуатироваться, не вызывая необоснованных задержек судов. Кроме того, они должны обеспечивать безопасное удаление осадков, не причинять ущерба окружающей среде, здоровью человека, имуществу или ресурсам.

Кого касается

Владимир ШурпякВ ходе конференции «Имплементация в России Балластной конвенции», организованной медиа-группой «ПортНьюс», главный специалист отдела механического оборудования и систем ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) Владимир Шурпяк отметил, что хотя конвенция применима к судам вне зависимости от их размера, освидетельствование  с выдачей  Свидетельств согласно МК BWM-2004 требуется только для судов  валовой вместительностью 400 тонн и более.

Конвенция не применяется к военным кораблям, к судам, у которых имеется не подлежащий сбросу постоянный балласт, к судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией одного из государств, подписавших Конвенцию (Стороны Конвенции), и в открытом море, если  эта Сторона не решит, что сброс балластных вод с таких судов причинит ущерб окружающей  среде.

Представитель РС пояснил, что требования  BWM-2004  распространяются на суда, вне зависимости от их даты постройки и типа, которые имеют право плавания под флагом Стороны, подписавшей Конвенцию и которые спроектированы или построены для перевозки балластных вод. В отношении судов государств, не являющихся Сторонами настоящей Конвенции, применяют требования Конвенции по мере необходимости для обеспечения того, чтобы таким судам не предоставлялся более благоприятный режим.

В экспертном сообществе полагают, что после вступления в силу Конвенция BWM 2004 появится необходимость в 20-40 модернизациях судов в день во всем мире. В случае, если судно не может обеспечить очистку балластной воды (после 8 сентября текущего года), вода должна остаться на борту. При этом из-за веса балластной воды на борт судна может быть загружено меньше груза.

В этом случае потери могут достигать до $50 с тонны, потери для одного судна могут исчисляться сотнями тысяч евро.

По данным Владимира Шурпяка, в настоящее время РС одобрено 12 иностранных производителей систем по очистке балластных вод, которые предлагают 84 различные установки, одобренные классификационным обществом.

Готовые решения

В ходе конференции «Имплементация в России Балластной конвенции», организованной медиа-группой «ПортНьюс», ведущие компании представили готовые решения для очистки балластных вод.

Так, представленная в ходе мероприятия разработка группы DAMEN Shipyards Group, инновационная система очистки судовых балластных вод в мобильной конфигурации InvaSave уже получила одобрение типового образца Международной морской организации (IMO, ИМО).

Как отмечают в нидерландской компании, система InvaSave является оптимальным решением для реализации Конвенции BWM в случаях, когда очистка на борту судна по каким-либо причинам не возможна.

Эта установка является альтернативой обычным системам и станет удобным решением для тех судовладельцев, которые не могут или не хотят модернизировать судовую систему. Это связано с тем, что некоторые суда работают на определенных маршрутах или по причине возраста флота, что делает дополнительные инвестиции в такие системы непомерно дорогими.

Система DAMEN InvaSave представляет собой мобильной контейнер, который может быть доставлен на борт баржи или транспортироваться по порту на трейлере или понтоне. Судно, которому необходимо слить балластные воды, подключается к модулю InvaSave, где вода будет очищена и затем слита в порту в полном соответствии со стандартом IMO D2. Для судов с большим объемом балластных вод предоставляются несколько блоков установок.

Евгений БелянинТакое мобильное решение означает, что балластные воды можно будет подвергать очистке только в месте слива, в отличие от бортовых стационарных установок BWT. Помимо мобильного варианта, блоки InvaSave могут быть выполнены в стационарной модификации и очищать балластную воду на берегу.

В свою очередь директор по продажам BLRT Ship Repair Yards Евгений Белянин  рассказал о том, что компания Panasia к настоящему времени установила системы по очистке балластных вод на 770 судов. По его словам, данное оборудование имеет все необходимые сертификаты, в том числе классификационных обществ, среди которых Российский морской регистр судоходства (РС).

Среди особенностей системы Panasia Евгений Белянин отметил, что она применима для любого типа судов и любого тоннажа. Существует вариативность выбора места расположения установки и компонентов, то есть она может быть установлена как в машинном отделении, так и в модуле на открытой палубе. По его словам, система предельно проста в эксплуатации, а также имеет низкие эксплуатационные расходы.

Матс БьоркендальТакже в ходе мероприятия компания Evoqua Water Technologies представила свою разработку для очистки балластных вод SeaCURE. Менеджер региональных продаж Evoqua Water Technologies Матс Бьоркендаль пояснил, что система очистки балластных вод SeaCURE от Evoqua используется сочетание фильтрации морской воды с одновременным обеззараживанием ее от микроорганизмов с помощью электрохлорирования. Система SeaCURE была разработана с опорой на технологию противообрастания судов и морских объектов Chloropac MGPS, для соответствия правилам IMO и Береговой охраны США при работе в трех средах с различной степенью солености. По оценке Матса Бьоркендаля, для танкера цена оборудования SeaCURE,  оснащенного двумя насосами, производительностью 1,5 тыс.куб. м в час может составлять около $450 тыс.

Отметим, компания DESMI Ocean Guard к настоящему времени уже обеспечила поставку более 50 установок по очистке балластных вод RayClean, основанных на фильтрации и обработке воды ультрафиолетом.

«DESMI предлагает полный спектр услуг по установке системы очистки балластных вод на суда, в том числе проведение судовых инспекций, проектные работы, поставку оборудования. Также мы оказываем техническое сервисное обслуживание во время всего периода эксплуатации установки», - пояснил  генеральный директор DESMI Расмус Фолсё, добавив, что клиентами компании являются: Maersk Line, COSCO, Nordana и многие другие. По его словам, оборудование поставляется как новые суда, так и модернизируемые, среди которых: контейнеровозы, многоцелевые, патрульные, рыболовные и другие суда.

Расмус Фолсё«Система очистки воды основана на фильтрации и обработке ультрафиолетом. Мы выбрали эту технологию, так как при ее использовании отсутствует риск коррозии на судах и различных элементах, нет опасности для экипажа и окружающей среды. Преимуществом этой технологии также является то, что она не зависит от уровня солей в воде и ее температуры», - пояснил глава DESMI.

По его оценке, стоимость установки может варьироваться в среднем от $100 тыс. до $175 тыс. в зависимости от производительности.

Отечественные предприятия в ходе конференции представил руководитель Дирекции программы «Морской транспорт» Департамента гражданского судостроения «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Владимир Рачин, который заявил, что все верфи ОСК  готовы устанавливать системы очистки балластных вод на любые суда.

«Все судостроительные предприятия ОСК готовы к установке системы очистки балластных вод на суда, если такая система будет спроектирована и поставлена. При этом цену установки следует закладывать в цену контракта», - отметил представитель ОСК, добавив, что с технической точки зрения процесс установки системы очистки балластных вод трудностей не вызывает.

Владимир РачинПо его словам, в настоящее время на все строящиеся ОСК морские суда такие системы устанавливаются, за исключением серии атомных ледоколов, которые планируется  использовать только на Северном морском пути.

Среди производителей систем по очистке балластных вод, которые в настоящее время  устанавливают верфи ОСК на строящиеся суда, Владимир Рачин назвал: «Альфа Лаваль», «Вяртсиля», «Хайд Марин» и «Маркон-Вест».

Отметим, ответственные судовладельцы заблаговременно начали подготовку к вступлению в силу Конвенции BWM 2004. Так, судоходная компания ПАО «Совкомфлот» в 2016 году установила системы очистки балластных вод на 13 эксплуатируемых судах компании, в этом году планируется установить их еще на 18 судах. Об этом рассказал начальник отдела технической политики и строительства флота ПАО «Совкомфлот» Александр Соколов.

Таким образом, планируется, что к концу 2017 года 50 судов «Совкомфлота» будут оснащены системами по очистке балластных вод.

Александр Соколов«Все строящиеся суда мы оборудуем системы очистки балластных вод в процессе строительства. Количество таких новых судов в составе флота компании достигло 19», - пояснил представитель «Совкомфлота». 

По его словам, компания планирует, что к 2023 году системы очистки балластных вод будут установлены на все суда компании.

Проверять готовы

Между тем, инспекции портового контроля крупнейших российских портов также заранее начали готовиться к вступлению в силу Балластной конвенции.

Как рассказал капитан морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» Александр Волков, инспекции портконтроля Администрации морских портов Балтийского моря готовятся к проверкам судов на соответствие конвенция BWM 2004.

В частности, осуществляется подготовка инспекторов к проверкам требований конвенции, проводятся семинары, технические занятия на базе Администрации морских портов Балтийского моря.

Александр ВолковКапитан порта пояснил, что при инспекции на судне проверяются: план BWMP, журнал операций BWRB, а также наличие Международного свидетельства по управлению балластными водами IBWMC.

Александр Волков рассказал о нескольких этапах при проведении инспекции.

Так, первоначальная инспекция включает: проверку документации, проверку ответственного лица в экипаже за балластные воды (знание процедур, знание системы балластных вод), а также визуальный осмотр системы балластных вод. Также может быть произведена более детальная инспекция, в ходе которой берутся пробы балластных вод на анализ. В случае, если экспресс анализ балластных вод вызывает сомнения, может быть произведен детальный анализ, который занимает более длительный период.

Среди задач, которые необходимо решить, капитан порта обозначил: отсутствие аккредитованных лабораторий, способных провести анализ проб балластных вод, а также отсутствие инфраструктуры в морских портах для принятия балластных вод, которые нельзя сбрасывать.

В свою очередь выступавший на конференции заместитель капитана морского порта Новороссийск по безопасности мореплавания Владимир Королев рассказал об алгоритме контроля балласта на судах в порту Новороссийск.

Владимир Королев«В случае если плотность превышает стандартные значения, это означает, что балласт не был заменен в Черном море или частично заменен, и дебалластировка не разрешается. В этом случае судно может принять часть груза или пойдет на обмен балласта за пределами 50 мильной зоны в соответствии с рекомендациями Международной морской организации», - пояснил зам. капитана порта.

«Сброс изолированного балласта в морском порту Новороссийск  разрешается в том случае, если балласт был принят или заменен в Черном море на расстоянии 50 морских миль от ближайшего берега и в местах с глубиной не менее 200 метров, о чем в судовом журнале имеется соответствующая запись», - пояснил Владимир Королев, добавив, что все суда при оформлении прихода в порту Новороссийск представляют в инспекцию портового контроля Ballast Water Reporting Form.

По его словам, в минувшем году в порту Новороссийск процент судов, на которых установлено оборудование для обработки балласта с гарантированными характеристиками, составил менее 2,5 %. По данным Владимира Королева, за 2016 год в порту Новороссийск было сброшено 50 млн тонн изолированного балласта.

Отметим, введение Балластной конвенции призвано предотвратить или свести к минимуму возможности переноса вредных водных и патогенных организмов посредством контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими.

Все материалы конференции на русском и английском языках доступны в офисе организаторов – ИАА «ПортНьюс». Запрос на получение материалов направлять по адресу snitko@portnews.ru