logo
Главная Актуально Вспоминая «ракетчиков»

Вспоминая «ракетчиков»

Автор: Владимир Марков

Коллективом Центрального Конструкторского бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) под руководством Р.Е. Алексеева в 1957 – 1968 годы был создан скоростной флот России. Был построен ряд речных пассажирских судов на подводных крыльях. Среди них: «Ракета» пассажировместимостью  66 чел., «Метеор» - на 150 чел., который был признан специалистами как самая совершенная работа, «Спутник» - на 256 человек, «Чайка» - на 30 человек, «Беларусь» - на 40 человек, «Буревестник» - на 150 человек.

Каждое судно имело свою неповторимую историю и визитную карточку на уровне мировых стандартов.

В эпоху развития скоростного флота Центральный НИИ экономики и эксплуатации водного транспорта (ЦНИИЭВТ) провел экономические изыскания, которые дали основания для выводов о высокой эффективности скоростного пассажирского флота. Благодаря судам на подводных крыльях, капиталовложения в пассажирский флот на один пассажиро-километр уменьшался в 2-3 раза, время поездки пассажира сокращалось в 3-4 раза, провозная способность судов возрастала в 2-3 раза, а затраты труда плавсостава уменьшались при этом в 7-8 раз.

Ни один вид транспорта не развивался так быстро, как флот на подводных крыльях. Этому есть объяснение. Во-первых, основой скоростных судов были прогрессивные технические идеи, развитые отрасли производства, как авиация с ее совершенной технологией. Во-вторых, создатели судов на всех этапах рождения судов были тесно связаны с эксплуатационниками. Создатели и эксплуатационники стали товарищами по творчеству. Например, Виктор Григорьевич Полуэктов – капитан первой «Ракеты», являющийся одним из ее создателей, познал все тонкости эксплуатации, все ее «подводные камни». Не случайно имя волжского капитана было рядом с инженерами завода «Красное Сормово», с главным конструктором Р.Е. Алексеевым в списке лауреатов Ленинской премии. И в-третьих, быстрому становлению нового флота помог и сам состав эксплуатационников. Было принято решение отбирать их из командного состава пассажирского и грузового флота. Как правило, выбирали лучших. Далее они проходили стажировку в течение двух месяцев. Учителем первых капитанов был В.Г. Полуэктов, так как он уже сроднился с высокой скоростью. Волгари даже называли Полуэктова «капитан-скорость». В эксплуатационный состав в основном вошли люди со специальным высшим образованием. Все они, как правило, работали по совмещенным профессиям, то есть знали и судовождение, и механизмы. Независимо от того на каких судах они работали, их называли «ракетчиками».

Все «ракетчики», без исключения, являлись энтузиастами и патриотами крылатого флота. Если кому-либо из них предлагали перейти на более спокойную работу – на тихоходное судно, в ответ был вопрос: «За какую такую провинность – перевод?».
Безусловно, «крылатый» флот принес на речной транспорт много необычного, интересного, а также, что немаловажно – «авиационную» культуру.

«Ракета» была большим прорывом, - говорит дочь конструктора Татьяна Алексеева. - Именно благодаря этому изобретению мы вышли на международный рынок и завоевали там признание».

Первая «Ракета-19» появилась в Архангельске 24 июня 1961 года, с ее появлением начались скоростные пассажирские перевозки на Северной Двине.

Мне хорошо были знакомы экипажи первых «Ракет», которые работали на линии Котлас-Архангельск, так как я жил в доме речников в Котласе на улице  на Виноградова 16. Всегда они были в великолепной форме речников.

Капитаны и механики «Ракет» жили в первом подъезде:  Наквасин, Кашин, Шульгин, Дерягин.  С Кашиным Валерием Александровичем (капитан «Ракеты-122») мы в дальнейшем работали в службе перевозок и движения флота Управления Северного речного пароходства (СРП), капитан «Ракеты -155» Корякин Вячеслав Прокопьевич стал в дальнейшем начальником Котласского речного порта. Все проблемы, которые возникали в навигационный период, с ним всегда решались оперативно.

Капитаном-дублером на «Ракете-137» работал Большаков Николай Анатольевич. Жил он в то время с семьей в Лименде (Архангельская область), а в 1984 году почти одновременно пришли с ним работать в Управление СРП. Николай Анатольевич пришел  на должность главного штурмана СРП, а я после окончания Горьковского института инженеров водного транспорта стал работать инженером-диспетчером службы перевозок и движения флота пароходства.

В лихие 90-е годы, когда в СРП не хватало опытных судоводителей, мой сокурсник по Лимендскому речному училищу Зинин Андрей Николаевич в апреле-мае месяце работал на буксире-плотоводе, а после отбуксировки плотов переходил на скоростной флот и безаварийно управлял пассажирскими судами «Полесье-1» и «Полесье-3». Это был период 1993-1997 г.г.

Из всех судов, работающих на скорых линиях, на Северной Двине остался только «Анатолий Угловский»,  который уже более 42 лет находится на плаву.

Катамаран «Анатолий Угловский» - единственное судно проекта Р-104, так и не пошедшего в серию. Планировалось, что суда этого проекта должны будет заменить на местных линиях суда типа «ОМ». С момента ввода в эксплуатацию и до 1982 года судно работало в СРП на линии Котлас-Пучуга. Затем его приобрело Волжское объединенное речное пароходство для порта Чебоксары. В конце 90-х теплоход был переоборудован в прогулочное судно повышенной комфортности (сокращена пассажировместимость до 24 чел., оборудованы каюты). Новый собственник – Горьковская железная дорога содержит катамаран «Анатолий Угловский» в отличном состоянии.