logo
Главная Актуально Проект Багаевского гидроузла обретает очертания

Проект Багаевского гидроузла обретает очертания

Автор: Елена Ткачева

Началась реализация проекта строительства низконапорного Багаевского гидроузла на Нижнем Дону. АО «Акватик» признано победителем открытого конкурса на проектирование гидроузла.

Как следует из материалов конкурса, в нем приняли участие пять компаний: АО «Ленгидропроект», АО «Акватик», АО «ТрестГидромонтаж», ООО «ГорКапСтрой», ООО «Техтрансстрой».

АО «Акватик» предложило выполнить контракт за наименьшую цену в 552 млн 223 тыс. 620 руб. Максимальная цена контракта составляла 736,2 млн руб.

По словам генерального директора АО «Акватик» Сергея Башкирова, острую необходимость улучшения условий судоходства на Нижнем Дону показывает уже то, что Правительство России смогло изыскать средства на строительство Багаевского гидроузла, несмотря на непростое экономическое положение.

«Приступая к проектным работам мы понимаем, что наряду со сложными и многоплановыми техническими задачами перед нами встанут и не менее сложные социальные и экологические проблемы, своевременно решить которые будет возможно только при тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон. Со своей стороны мы сделаем все, чтобы эта большая народохозяйственная задача была решена своевременно и на должном уровне», — заверил Сергей Башкиров.

АО «Акватик» (Москва) — это проектно-строительная гидротехническая компания и Экспертный центр по безопасности гидротехнических сооружений. АО «Акватик» проводит все виды работ в области гидротехнического строительства. В частности, компания выполнила реконструкцию 25-й и 27-й плотин Беломорско-Балтийского канала, реконструкцию направляющей палы нижнего подходного канала гидроузла № 2 Канала им. Москвы, берегоукрепление правого берега реки Волга от Хлебной биржи до «Обелиска» (г. Рыбинск), реконструкцию деформированных секций 11–16 нижней причальной эстакады судоходного шлюза № 9 ВДСК, комплекс строительно-монтажных работ на Нижне-Свирском шлюзе и др.

Багаевский низконапорный гидроузел на нижнем Дону планируется ввести в эксплуатацию в 2019–2020 годах. Необходимость строительства Багаевского гидроузла вызвана крайне низкой водностью на Нижнем Дону. Из-за ежегодной маловодности на протяжении ряда лет Цимлянское водохранилище не набирает своей проектной отметки 36,0 м по Балтийской системе (БС), что отражается на годовом водном балансе. Сложная водохозяйственная ситуация, вызванная недостаточностью водных ресурсов, сказывается на удовлетворении потребностей водопользователей в бассейне Нижнего Дона: водоснабжении, орошении и поливе, рыбном хозяйстве, промышленном производстве, транспорте и т. д.

О необходимости преодоления инфраструктурных ограничений для развития водного транспорта говорил Президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей в Волгограде в августе этого года. Он отметил, что на единой глубоководной системе сейчас немало так называемых узких мест, а если быть точным — мелких мест, где глубина значительно ниже минимально необходимой для прохождения судов, что привело к разделению Волги и Нижнего Дона на отдельные участки.

«Это стало причиной фактически полного прекращения сквозного судоходства для грузовых и пассажирских судов на этих реках. Потеряны популярные — и прежде всего для въездного туризма — сквозные маршруты из Петербурга и Москвы в направлении южных регионов России. И проектам в этой сфере следует уделить приоритетную поддержку, — подчеркнул Владимир Путин. — При этом все стадии проектирования и экспертизы должны идти в тесном контакте с природоохранными ведомствами и ведущими экологическими организациями».

Эксперты называют строительство Багаевского гидроузла единственным решением, которое позволит решить вопрос обеспечения водой Нижнего Дона вне зависимости от гидрометеорологических и природных факторов. При этом ожидается, что возведение нового низконапорного гидроузла не приведет к увеличению грузопотока, а повысит пропускную способность флота и позволит создать безопасные условия плавания на самом сложном участке судоходства от Кочетовского гидроузла до станицы Багаевской и вниз до города Аксая. Тем самым повысится транспортная доступность и провозная способность водного транспорта на внутренних водных путях Волго-Донского водного пути и в целом вырастет транзитный потенциал внутренних водных путей Российской Федерации.

Кроме того, строительство гидротехнического объекта будет способствовать оздоровлению Цимлянского водохранилища и его притоков путем сокращения расходов Цимлянского водохранилища, необходимых для поддержания попусками судоходных глубин на р. Дон, что соответствует Поручению Правительства РФ от 6 октября 2015 года по подготовке «Мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища».

При проектировании и строительстве Багаевского гидроузла обязательно учитываются интересы жителей Дона. В частности, проходят общественные слушания, в которых могут принять участие все заинтересованные лица. В проект будут включены новейшие разработки гидротехнического строительства с целью минимизации отрицательного влияния строящегося объекта на экологию Донского края.

Важную роль в выборе створа нового гидроузла сыграли экологические требования к комплексу гидросооружений, учитывающие интересы рыбного хозяйства. Именно размещение гидротехнического объекта в створе острова Арпачин позволит обеспечить свободный проход рыбы в реку Маныч. Рыбопропускные сооружения в составе низконапорного гидроузла были разработаны и научно обоснованы ФГБОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия». Оценка и ущерб водным биологическим ресурсам от строительства и эксплуатации нового гидроузла выполнены ФГУП «Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства». В состав рыбопропускных сооружений входит рыбопропускной шлюз, оборудованный рыбосчетными устройствами, ихтиологическими площадками, автоматизированной системой управления.

Отметим, что строительство Багаевского гидроузла было запланировано еще при строительстве Волго-Донского судоходного канала. Комплексное строительство подразумевало три этапа. Первый этап предусматривал создание ВДСК и Цимлянского водохранилища. На втором этапе планировалось строительство Николаевского и Константиновского гидроузлов. Третий этап предполагал строительство Багаевского и Аксайского гидроузлов и при этом затопление Кочетовского гидроузла. Первые два этапа были воплощены в жизнь, а третий по различным причинам, в том числе экономическим,  не был выполнен.

В 2009 году сложная водохозяйственная обстановка на Нижнем Дону заставила вернуться к этому вопросу. Специалисты провели исследование, моделирование и пришли к выводу, что без строительства низконапорного гидроузла невозможно никакими методами достичь глубину в 4 м.

В 2011–2012 годах были выполнены предпроектные разработки в двух вариантах. Первый вариант предусматривал строительство Багаевского гидроузла в районе хутора Калинин и Аксайского гидроузла чуть выше Аксая. Второй вариант — строительство одного Багаевского гидроузла в районе хутора Арпачин, на 24 км выше от первоначальной точки.

В результате остановились на втором варианте, не требующем затопления Кочетовского гидроузла и предполагающем меньший объем затоплений. Строительство одного Багаевского гидроузла в районе Арпачина предполагает подъем воды до отметки 2,8 м. Ниже этого гидроузла нужно будет выполнить небольшой объем дноуглубительных работ, что позволит до самого Ростова-на-Дону обеспечить глубину 4 м. В дальнейшем эксплуатационные расходы на дноуглубления будут минимальными — 100–200 тыс. куб. м в год.

По оценке руководителя ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» Сергея Гайдаева, при решении проблемы с низкой водностью и возвращении грузопотоков, вынужденно переориентированных на другие направления, потенциальный объем перевозок на Нижнем Дону составит 15–16,5 млн тонн в год. «Когда будет построен Багаевский гидроузел, флот сможет грузиться на осадку 380 см. Суда новых проектов, которые в море берут 7,5 тыс. тонн, в реке смогут брать 5,5 тыс. тонн груза, и, конечно, сразу возрастет объем перевозок. При этом увеличится не пропускная, а провозная способность и, разумеется, рентабельность работы для судовладельцев», — пояснил Сергей Гайдаев.

Предварительная стоимость строительства Багаевского низконапорного гидроузла оценивается в 22 млрд руб. в ценах соответствующих лет с учетом необходимости проведения проектных работ и получения заключения ФАУ «Главгосэкпертиза России». Средства на реализацию данного проекта  предлагается распределить следующим образом, в том числе по годам: 2016 год — 600 млн руб.; 2017 год — 800 млн руб.; 2018 год — 7 млрд 187,3 млн руб.; 2019 год — 524,8 млн руб.; 2020 год — 12 млрд 887,9 млн руб.