logo
Главная Актуально «В один момент вся жизнь стала морем!»

«В один момент вся жизнь стала морем!»

Автор: Елена Ткачева

Дарья Калашникова по зову сердца поступила в Морскую государственную академию им. Ф.Ф. Ушакова (ныне Институт водного транспорт им. Г.Я. Седова) и ни разу не пожалела о сделанном выборе. Сегодня уже преподаватель спецдисциплин Ростовского-на-Дону колледжа водного транспорта Дарья Андреевна активно передает знания новому поколению курсантов. О своем пути в профессию и особенностях флотского образования в целом она рассказала «Российскому судоходству».

Нестандартный выбор

У меня в семье вообще никогда не было моряков, никто ни с этой специальностью не был связан, ни с морем вообще.

В 2008 году я окончила школу и по результатам ЕГЭ поступила в четыре вуза в Ростове. Тогда сестра Нина (старше на семь лет) своим веским словом сказала: «Мы идем в мореходку!». Вся семья была против, а старшая сестра настаивала.

В остальные вузы я поступила на бюджет, а сюда еще и на коммерцию. Но там были типичные специальности: менеджмент организации, туристическое дело и т.п. А в мореходке абсолютно новая специальность «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)», на тот момент даже выпуска еще не было! Это даже не логистика, а более техническая специальность: по диплому я инженер по организации перевозок.

Судоводители всегда с пренебрежением относились к логистам, типа это — ​женская специальность. Мне кажется, логистика — ​не женская специальность, но единственная возможность для девушек влиться в эту сферу.

Поначалу очень тяжело было, потому что слишком много мальчиков вокруг. И еще форма была непривычной. Самое интересное началось, когда пошли спецпредметы, например, устройство судна. В один момент вся жизнь превратилась в море — ​такой переломный момент: сразу появились постеры кораблей дома, одежда с якорями…

Об учителях

Говорят, что за любым успехом мужчины стоит женщина. Я считаю, что и наоборот: за любым успехом женщины стоит мужчина. В мореходке для меня таким человеком стал Михаил Владимирович Трофимов, который поставил меня на правильный путь.

Мы его всегда называли Сэнсэй: он был преподавателем физкультуры и вел секции тхэквондо и волейбола. Он всегда учил обычным жизненным вещам. У меня были сложные моменты, когда немного сносило голову, а он всегда умудрялся поставить на место какими-то рассказами, делился своими опытом прихода в спорт. Именно он поставил меня на правильные рельсы.

На втором курсе я стала замом старшины группы, потом старшиной группы, а уже к третьему курсу была старшиной роты. Это тяжелая для девочки работа, женский коллектив в управлении сложнее мужского, и я сейчас как преподаватель в этом убеждаюсь. Михаил Владимирович всегда помогал в самых разных ситуациях, иначе я бы просто сломалась.

На практике

Специальность моя изначально береговая, не предусматривает выходов в рейсы. На первую практику после второго курса поехала в Туапсинский морской торговый порт. Там наконец удалось руками все пощупать и понять, насколько важна наша профессия: если ты неправильно загрузишь судно, оно выйдет в море и утонет.

Эта практика дала почувствовать, что я в правильной профессии. В итоге диплом я писала по Туапсинскому порту, и этот диплом даже в разработку приняли. Наша задача была — модернизировать причал для отправки металлов. Существовал большой спрос из стран восточной Африки, а у Туапсе причал был слишком мелководный, не хватало техники. Нужно было разработать все меры.

Мы чертили, считали, ходили, мерили глубину… Такая рабочая обстановка. Это так интересно!
Я в жизни горжусь двумя вещами: дипломом, который я сама написала, и недавно пройденной аккредитацией РКВТ.

Дорога в педагогику

С шестого класса я занимаюсь в Суворовско-Нахимовском кадетском союзе. В прошлом году мы перед 9 мая проводили акцию «Имя Победы»: хотели показать войну в лицах на примере семьи Высоцкого. С этой выставкой я и приехала в РКВТ в феврале 2015 года, где меня заметил директор колледжа Владимир Юрьевич Маевский и пригласил работать.

Я долго отнекивалась, но в итоге решила попробовать. Казалось бы, какой из меня будет преподаватель в 24 года? А как пошло! Я преподаю спецпредметы по организации перевозок: технологию перевозочного процесса на водном транспорте, организацию движения, географию водных путей, организацию пассажирских перевозок, экономику и управление на транспорте.

Самое смешное, что в первый рабочий день меня не пускали в колледж. Говорили, что студенты заходят через другую дверь, а я безнадежно объясняла, что я преподаватель, пока не вышел соцпедагог.

Две присяги

В моей жизни было две присяги: моя присяга и присяга моих детей, и я не знаю, какая из них для меня более яркая.

Моя присяга — ​это дверь в новый мир: строевые, заучиванье речей, волнительный момент, когда тебе будут вручать курсантский билет. Это был такой праздник, как первый день рождения!

В РКВТ, когда мои дети (весь первый курс я считаю своими детьми) готовились к присяге, так хотела, чтобы они прочувствовали все то же, что чувствовала я. Ходила к ним на строевые, помогала, готовила морально… Они, конечно, уставали, не получалось поначалу. Но когда на присяге я увидела эти лица, их блестящие глаза, поняла, что не зря мы ночевали на этом плацу!

«Форма удивительно меняет людей!»

На присягу в первый раз разрешили прийти в погонах, пилотках. Парни просто преображаются! Когда мы идем на тренировку в спортивной одежде, они просто подростки. А в форме — ​уже мужчины, и иначе ведут себя. Форма удивительно меняет людей. И окружающие иначе воспринимают.

Сама я всегда очень любила форму. Никогда не чуралась бушлата. Когда окончила институт, вообще не понимала, в чем можно ходить, кроме формы.

Когда мы приходим в театр в форме или на многочисленные городские мероприятия, все взгляды — ​на нас, люди подходят фотографироваться.

Оригинальный учебный подход

Политика такая: в колледже мы — ​преподаватель и курсант, вне колледжа — ​друзья. Я приветствую такое неформальное общение. Для них это — ​бонус. Образовательный процесс при этом остается. Пытаюсь им объяснить, что это за профессия. Все-таки мы выпускаем специалистов узкого профиля: от правильности их решения будет зависеть чья-то жизнь.

У нас такая система, что мы 20 минут работаем, а потом отвлекаемся на что-то, потому что иначе они закипают. После школы еще не привыкли к расписанию колледжа. Например, мы играем в «Крокодила», но я задаю им объяснить определенные термины. Мне очень нравится, как они судовую энергетическую установку или мультимодальную перевозку без слов пытаются объяснить.

Меня ругают за нестандартные методы работы. Но у меня тот возраст, когда я могу преподавать по-другому. Моя задача не вычитать им учебные часы, а дать знания. Мы смотрим кино про море и решаем различные ситуационные задачи. Когда мы создаем перевозки, иногда такие идеи рождаются!

Первое разочарование

Меня больше всего расстроило, когда пришла первая сессия. Я наивно думала, что все 25 человек из группы будут отличниками, и очень расстроилась, что не всех смогла научить.

Мудрая женщина, заместитель директора по учебно-методической работе РКВТ, Наталья Юрьевна Рыбалко сказала, когда я к ней пришла со слезами на глазах: «Успех — ​когда хотя бы один человек из группы «выстрелил», понял и пошел вперед».
У меня таких пять курсантов. Значит, это большой успех! (смеется).

Про любовь

Это же моряки, конечно, отношения были всегда! Первый курс, а уже все друг с другом «перевстречались». Поскольку я с ними неформально общаюсь, все это вижу изнутри.

Часто девчонки еще не понимают, что такое ждать из рейсов. Много моих подруг вышли замуж за моряков. Очень уважаю жен моряков, но это должен быть осознанный выбор.

Есть и другая проблема: курсанты в меня влюбляются. В таких случаях обязательно надо с ними разговаривать, потому что возраст сложный, опасный, могут быть разные последствия, но иногда очень тяжело объяснить, избежать конфликта. И конечно, слухи постоянно ползут.

Профессиональная мечта

Мечтать — ​это хорошо, но важно ставить цели и их добиваться. Пока у меня цель — ​сделать так, чтобы мои выпускники добились чего-то в профессиональном плане. Не просто как люди. Я верю, что каждый из них хороший человек. Но сделать их высококлассными специалистами — ​это моя задача.