logo
Главная Актуально Волга прифронтовая. Оборона Сталинграда

Волга прифронтовая. Оборона Сталинграда

Автор: Николай Смирнов

После серьезного поражения немецко-фашистских войск на московском направлении зимой 1941/42 годов гитлеровское командование с приходом весны развернуло наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью овладеть Кавказом и Нижней Волгой, чтобы обеспечить армию бакинской нефтью.

Обстановка, складывающаяся на фронте, наложила свой отпечаток на  работу волжских речников. Наиболее важной задачей речного транспорта на Нижней Волге стала перевозка нефти и нефтепродуктов.

В начале мая 1942 года Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин подписал в адрес ЦК компартий республик, крайкомов и обкомов партии важную директиву. В ней указывалось: «Учтите исключительное значение и роль речного транспорта в условиях войны». Предлагалось оказывать практическую помощь речным пароходствам в перевозках нефти и нефтепродуктов, хлеба, соли и других важнейших грузов из районов Нижней Волги.

ГКО в постановлении от 14 мая 1942 года обязал пароходство «Волготанкер»  вывезти из Астрахани во втором квартале нефти и нефтепродуктов на 40 процентов больше, чем за соответствующий период 1941 года.

Для координации действий моряков, речников и нефтяников и оперативного руководства на месте ГКО направил в Астрахань своих уполномоченных – наркома  морского флота СССР П.П. Ширшова, наркома речного флота СССР З.А. Шашкова и начальника Главнефтеснаба СССР Я.С. Широнова во главе с членом ЦК ВКП(б) М.Ф. Шкирятовым.

С целью ускорения ремонта нефтефлота астраханские заводы имени Ленина (директор С.И. Казанов) и имени III Интернационала (директор А.Н. Ермолаев) были подчинены пароходству «Волготанкер».Также пароходству были переданы 27 буксиров и 23 нефтеналивные баржи Нижне-Волжского пароходства, все перекачивающие и бункеровочные станции на Волге и Каме.

На астраханском рейде впервые была организована бортовая перевалка нефтепродуктов из морских судов в речные, что резко сократило простои флота под погрузкой.

Проведенные срочные организационно-технические мероприятия принесли положительные результаты. Пароходство «Волготанкер» выполнило  задание ГКО. Экипажи речных судов во втором квартале 1942 года   вывезли из Астрахани 2142   тыс. т нефти и нефтепродуктов. В Сталинград и центральные районы страны были доставлены все необходимые запасы горючего. Это была большая победа коллектива пароходства «Волготанкер».

Важной задачей для речников на Нижней Волге была организация переправ для эвакуации населения и техники из оккупируемых фашистами  областей. 25 волжских переправ от Камышина до Астрахани, созданные речниками в прифронтовой полосе, существенно помогли эвакуации населения, домашнего скота, машин и оборудования, избавили тысячи советских людей от фашистской неволи. Через Волгу в июле – августе 1941 года речными судами  было перевезено свыше 3 миллионов человек.

65 крупных пассажирских и 33 грузовых судна были дооборудованы в плавучие госпитали и санитарные суда.

Со второй половины июля Нижняя Волга оказалась в зоне досягаемости авиации противника.В ночь на 23 июля 1942 года враг приступил к минированию реки. К концу июля Волга была заминирована на протяжении 400 км – от Камышина до Никольского. Авиация противника стала регулярно бомбить суда на Нижней Волге, прежде всего составы с нефтепродуктами.

Движение судов на реке стало чрезвычайно опасным. Десятки пароходов и барж подорвались на минах, сгорели от авиабомб. Большие потери несли экипажи судов. В этих условиях Наркомречфлот и Главный штаб Военно-Морского Флота утвердили Положение по регулированию движения караванов судов по реке Волге. Предусматривалось обязательное конвоирование  караванов речных судов кораблями Волжской военной флотилии, на 64 буксирах были установлены зенитные орудия, на баржах – пулеметы. Ответственность за исполнение gоложения была возложена на заместителя наркома речного флота Г.В. Харитонова и командующего Волжской военной флотилией Д. Д. Рогачева.

Установка на судах зенитного вооружения лишила вражескую авиацию возможности вести прицельное бомбометание с малых высот. Фашистским летчикам, вынужденным сбрасывать бомбы с высоты 1000-2000 м, редко удавалось поражать цели.

Так,  экипаж парохода «Сократ» (капитан А.И. Кривцов) многократно отбивал атаки самолетов противника. В память о боевом и трудовом героизме экипажа на пароходе была установлена мемориальная доска с  надписью: «В период героической обороны Сталинграда в 1942-1943 гг. пароход «Сократ» под артиллеристским и минометным огнем противника доставлял горючее войскам осажденного города, отбил 9 атак немецких самолетов, при этом сбил 5 самолетов противника. Слава героическому пароходу и его команде за доблесть и отвагу в боях за нашу Родину!»

Заместитель главкома Военно-Морского Флота И.С. Исаев писал: «Чтобы хладнокровно выдерживать атаки неприятельских самолетов на тихоходных кораблях, надо иметь какие-то особые нервы и необычайное мужество».

Работники Волжского бассейнового управления водных путей (начальник В.П. Цибин) своим самоотверженным трудом обеспечивали безопасность движения флота, проявляя при этом находчивость, отвагу и мужество. Путейцы-бакенщики следили за полетами вражеской авиации, засекали места падения мин и ограждали их знаками. Одновременно бакенщики определяли запасные судовые ходы и сопровождали проходящие суда по безопасным фарватерам, минуя заминированные участки Волги.

Нарком речного флота  З.А. Шашков приказом от 9 августа 1942 года установил премии в размере 100 рублей за каждую обнаруженную и обвехованную  мину.

Путейцы Нижней Волги работали в полном взаимодействии с моряками Волжской военной флотилии, помогая им ликвидировать минные поля.

Все эти меры привели к резкому сокращению гибели судов. С 10 августа до конца навигации на минах подорвались только 3 самоходных судна.

Вечером 23 августа 1942 года вражеская авиация совершила массированный налет на Сталинград. Свыше тысячи самолетов непрерывно бомбили город, сбрасывая зажигательные и фугасные бомбы  на жилые кварталы, волжские причалы и промышленные объекты.

Вспоминает командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко: «… То, что предстало перед нами 23 августа 1942 года в Сталинграде, поразило, как тяжелый кошмар. Беспрерывно, то там, то здесь взмывали вверх огнеупорные султаны бомбовых взрывов. Огромные столбы пламени поднялись к небу в районе нефтехранилищ. Потоки горящей нефти и бензина устремились к Волге. Горела река, горели пароходы на Сталинградском рейде. Визг летящих с высоты бомб смешивался с гулом взрывов, скрежетом и лязгом рушившихся зданий. Стонали гибнущие   люди, надрывно плакали и взывали о помощи женщины и дети. Сердце сжималось невыносимой болью, состраданием к невинным жертвам фашистских извергов».

24 августа фашистские войска вышли на берег Волги севернее Сталинграда, блокировав все железнодорожные связи города со страной. В связи с опасностью уничтожения судов артиллерией врага прямой наводкой по Волге мимо Сталинграда было приостановлено транзитное движение флота.

Однако через два дня по приказу военного командования в ночное время из Сталинграда  вверх по Волге были отправлены три пассажирских судна: теплоход «Парижская коммуна», пароходы «Михаил Калинин» и «И. Сталин». На борту каждого из них было до 1000 человек – пассажиров и членов команды.

Противник осветил проходящие суда ракетой. Капитан теплохода «Парижская коммуна» Л.Д. Галашин приблизился вплотную к крутому правому берегу и дал полный ход. Пароход «Михаил Калинин» повторил маневр головного теплохода. Пока фашистские солдаты выкатывали на берег орудия для прямой наводки, оба судна, войдя в мертвую зону, миновали опасность.

Вся огневая мощь была обрушена на пароход «И. Сталин», который шел последним. Капитан парохода И.С. Рачков принял решение выбросить пароход на песчаную отмель острова, где могли найти спасение пассажиры и команда гибнущего судна. Осколком разорвавшегося снаряда капитан был смертельно ранен и задуманный маневр выполнил его помощник. На острове нашли спасение только около 300 человек.

За мужество и решительные действия  во время прорыва капитаны Л.Д. Галашин и Н.М. Богатов, механик парохода «Михаил Калинин» С.Ф. Кокаревский были награждены орденом Красного знамени. Боцман С.Б. Силанов и матрос П.И. Иванов с теплохода «Парижская коммуна» удостоились ордена Ленина, а боцман парохода «Михаил Калинин» И.И. Куликов – ордена Красной Звезды. Высокими наградами были отмечены и другие члены экипажей этих судов.

Исключительное значение в защите города приобрели волжские переправы. 29 августа 1942 года нарком речного флота З.А. Шашков, находящийся в Сталинграде, своим приказом ввел новую систему руководства флотом в районе Сталинграда. На центральном участке была создана оперативная группа во главе с начальником Нижне-Волжского пароходства Ф.Г. Кочениным. Его главной задачей было обеспечение работы переправ через Волгу. За движением судов на участке Астрахань – Красноармейск  отвечал заместитель начальника пароходства С.А. Кучкин. Расстановка судов, контроль за их работой возлагались на заместителя начальника пароходства С.И. Везломцева.

Основное внимание уделялось волжским переправам, через которые осуществлялась  эвакуация жителей города, обеспечивались боеприпасами, продовольствием и пополнением подразделения 62-й и 64-й армий.

В начале октября Нижне-Волжское пароходство на переправах в Сталинграде и Красноармейске имело 27 самоходных судов и 16 несамоходных. На армейских переправах работали также плавсредства инженерных войск фронта и Волжской военной флотилии. Десятки несамоходных судов пароходства использовались в качестве временных причалов. Поддерживать переправы, особенно 62-й армии,  было очень трудно. Противник упорно стремился их нарушить. Только за день 26 октября на причалы у оврага Банный враг обрушил 100 авиабомб, 130 мин и более 120 артиллерийских снарядов.

За сентябрь и октябрь 1942 года погибли 18 пароходов и 8 пассажирских катеров Нижне-Волжского пароходства, 8 тральщиков и 2 бронекатера Волжской военной флотилии и десятки понтонов инженерных войск фронта.

В конце октября наступление гитлеровцев было остановлено, но бои по-прежнему носили ожесточенный характер, поэтому необходимость в перевозках оставалась большой.

Не все, что требовалось, удавалось доставить на правый берег, но самое необходимое войска, сражавшиеся в Сталинграде, получали. Они  не чувствовали себя оторванными от тыловых баз.

Экипажи речных судов, обслуживавших переправы, работали самоотверженно, мужественно преодолевая огненные участки Волги при артиллеристском и минометном обстрелах.

Особенно прославился в Сталинграде буксирный пароход «Ласточка» (капитан В.И. Крайнов). Работая на центральной переправе, а затем на переправах 62-й армии, это небольшое судно перевезло около 18 тыс. человек и отбуксировало 20 тыс. т воинских грузов.

История этого буксира полна примеров героизма и стойкости команды. Однажды от вражеского огня возник пожар на нефтебазе, у причала которой под выгрузкой находилась нефтеналивная баржа. В то время мимо нефтебазы следовала «Ласточка». Капитан, оценив обстановку,  изменил курс и повел буксир к барже. Экипаж пароходаразъединил трубопроводы, по которым нефть с баржи разгружалась, и под непрекращающимся обстрелом противника отбуксировал баржу в безопасное место.

В одном из рейсов под ожесточенным вражеским огнем смертью храбрых погиб капитан В.И. Крайнов. Его на посту  заменил механик В.А. Григорьев. Очередное задание было выполнено. Во время этого опасного рейса вахту в машинном отделении несла дочь механика Мария Григорьева.

За отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками по совместному решению Главного штаба ВМФ и МРФ СССР от 20 марта 1947 года на пароходе «Ласточка» была установлена памятная мемориальная доска.

В середине октября смелую инициативу проявил капитан баркаса «Абхазец» А.Н. Хлынин. Он решил работать на переправе в дневное время. За счет увеличения скорости и маневрирования  судно делало до 8 рейсов и перевозило около 1000 бойцов и командиров. Пароход «Абхазец» сделал  на переправах через Волгу около 500 рейсов, перевез около 27 тыс. человек и отбуксировал 1497 автомашин, 105 тягачей, 30 орудий, около 3 тыс. т различных грузов.

Суровые осенние дни навигации 1942 года стали для речников тяжелым испытанием. Во время очередного рейса вечером 22 сентября катер «Лейтенант  Здоровцев», на борту которого находились 220 раненых бойцов, подвергся сильному обстрелу. Прямым попаданием мины был выведен из строя двигатель и пробит корпус. Три члена экипажа получили ранения. На катере возник пожар. Пламя удалось погасить, но катер оставался без хода. На рассвете противник возобновил обстрел, но команда под руководством капитана И.А. Соколова и механика А.А. Курпенкова устранила повреждения и доставила раненых на левый берег.

Так  же  мужественно и умело действовали экипажи пароходов «Пожарский» (капитан В.В. Ефимов), «Надежный» (капитан А.Я. Шваров), «Гаситель» (капитан П.В. Воробьев).

В одном из рейсов пароход «Надежный» вел на буксире к правому берегу паром № 3. На пароме находилось около 1000 бойцов и несколько десятков тонн боеприпасов. На середине реки у его борта  разорвался снаряд.  Рулевое управление парома вышло из строя.
Шкипер С.В. Трифонов не растерялся, сумел запасными тросами закрепить перо руля, и паром продолжал точно двигаться за пароходом «Надежный». Бойцы и боеприпасы были доставлены на правый берег Волги в расположение 62-й армии.

За образцовое выполнение задания командования шкипер парома С.В. Трифонов был награжден орденом Красного Знамени, а капитан парохода «Надежный» А.Я. Шваров и механик М.И. Тимохин – орденом Красной Звезды.

Активное участие в работе переправ принимала служба пути. Путейцы помогали определять наиболее удобные места для сооружения причалов, в качестве лоцманов сопровождали корабли Волжской военной флотилии. Бакенщики на своих лодках перевозили личный состав воинских подразделений.

Немало раненых доставил на левый берег старший бакенщик Нижне-Купоросного переката Н.И. Субботин. А однажды ночью он провел бронекатера Волжской военной флотилии с десантом моряков к участку берега, занятому противником.

Много рейсов за ранеными на правый берег совершили под огнем противника бакенщики М.П. Борданова и Г.О. Ваганов. Не растерялась М.П.  Борданова и тогда, когда у ее поста появились люди в форме командиров Красной Армии и, угрожая оружием,  на ломанном русском языке потребовали перевезти их в Красную Слободу. Отважная бакенщица посадила их в лодку, но успела дать сигнал находящимся поблизости военным морякам. Вскоре военный катер догнал лодку и фашистские разведчики были задержаны.

Под огнем противника путейцы проводили дноуглубительные работы. Когда обмелел судовой ход на подходе  к причалу завода «Красный Октябрь», пришлось углублять его подводными взрывами. При первых же взрывах противник открыл огонь. Ни путейцы, ни взрывники не покинули лодку. К утру работа была завершена.

В годину тяжелейших испытаний на Волге, в Сталинграде решалась судьба нашей Родины.По небольшой кромке берега пролегал один из главных рубежей Великой Отечественной войны. Советские воины не отдали его врагу, они выстояли, они победили!

Поэт Валерий Кравцов пишет:
Это здесь, на этом рубеже
В выщербленной пулями воронке
Трижды умирали мы уже,
Вписываясь кровью в похоронки.

Возвращались к жизни, как в забой,
Смерть и та по-бабьи голосила.
Но какая нас в последний бой
Поднимала яростная сила?

И теперь понять я не могу,
Силе той названия не знаю
Только в самом сердце берегу
Образы друзей – они, как знамя.

Всех друзей оставив в той войне
Незажившим сердцем помню свято –
Выжил я, чтоб видели во мне
С фронта не пришедшего солдата.


Перевозки на Волге осуществлялись в тяжелых фронтовых условиях. Противопоставить этому речники  могли только свою стойкость, находчивость и мужество. Выполняя огненные рейсы, они действовали смело, пренебрегая опасностью, особенно когда получали задание по эвакуации раненых. «… Тысячи раненых бойцов останутся навсегда благодарны водникам, которые вывозили их из ада невиданной битвы»,– отметил в своих воспоминаниях маршал Советского Союза, командующий Сталинградским фронтом А.И. Еременко.

Командарм 62-й армии В.И. Чуйков в книге «Начало пути» так оценивает роль речников в обеспечении его солдат: «Перевозки продолжались и глубокой осенью, несмотря на сильные ветры, мороз, подвижные льды, удары вражеской авиации, артиллеристский и минометный обстрел… В эти дни и ночи речники творили исключительно героические дела. Я сам наблюдал ночью, как эти суда метр за метром, с разгона пробивая путь среди льдов, шли от пристани Тутак на север по Волге к берегу, где оборонялась 62-я армия… Об их подвигах скажут кратко: если бы их не было, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов, без продовольствия и не выполнила своей задачи».

62-я армия выстояла и выполнила задачу.

Советским солдатам и офицерам 62-й армии было очень тяжело, невыносимо тяжело отбивать ожесточенные атаки врага. Связь с Большой землей обеспечивалась только через речные переправы. Экипажи судов в кромешном аду постоянных взрывов авиационных бомб, артиллеристских снарядов и мин шли к заветной цели – причалам правого берега Волги, где так были необходимы свежие армейские подразделения, боеприпасы и продовольствие.

19 ноября 1942 года началось долгожданное наступление войск Юго-Западного и Донского, а затем и Сталинградского фронтов, которое закончилось полным разгромом 6-й армии вермахта. Все генералы штаба во главе с фельдмаршалом Паулюсом были взяты в плен.

Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом – важнейшая победа советского народа. Люди всей планеты склоняют головы перед памятью защитников Сталинграда, совершивших один из величайших подвигов на земле.


Фото предоставлено издательством  ООО  «По Волге»